Размер шрифта
-
+

Святитель Спиридон Тримифунтский - стр. 13

Однажды к епископу Спиридону пришел крестьянин и, сетуя на неурожай, попросил немного зерна на посев. Спиридон предложил ему зайти в сарай и самому взять необходимую меру. «Разве ты не пойдешь со мной и не посмотришь, сколько я у тебя беру, чтобы потом знать, сколько требовать с меня обратно?» – спросил крестьянин. «Я просто знаю, что ты возьмешь столько, сколько тебе требуется, а отдашь столько, сколько сможешь» [15, с. 31–32], – спокойно ответил Спиридон. Проситель был очень удивлен ответом святого, но когда зашел в сарай, то просто физически не смог взять больше, чем действительно требовалось, – лишнее зерно высыпалось у него из рук.

Один тримифунтский купец имел обычай брать у святого взаймы деньги для торговых оборотов, и когда по возвращении из поездок по своим делам приносил взятое обратно, то святой обыкновенно говорил ему, чтобы он сам положил деньги в ящик, из которого взял. Так мало заботился он о временном приобретении, что и не справлялся даже никогда, правильно ли уплачивает должник. Между тем, купец много раз уже поступал таким образом, сам вынимая, с благословения святого, из ковчега деньги и сам опять вкладывая туда принесенные обратно, и дела его процветали. Но однажды торговец, увлекшись корыстолюбием, не положил принесенного золота в ящик и удержал его у себя, а святому сказал, что вложил. В скором времени он обнищал, так как утаенное золото не только не принесло ему прибыли, но и лишило успеха его торговлю. Тогда купец опять пришел к святому и просил у него взаймы. Святой выслушал его и сказал купцу: «Ступай и возьми деньги там, где ты их положил». Торговец пошел к ящику, но, конечно, не нашел в нем денег. Он вернулся к святому с пустыми руками. Святой сказал ему: «Если бы ты вернул деньги, то они лежали бы на том месте, куда ты их положил, а если ты оставил их себе, то зачем искать их теперь в ящике? Ведь кроме тебя к нему никто не прикасался» [15, с. 32–33]. Купец, устыдившись, пал к ногам святого и просил прощения. Святой тотчас же простил его, но при этом сказал в назидание ему, чтобы он не желал чужого и не осквернял совести своей обманом и ложью. Так неправдою приобретенная прибыль есть не прибыль, а в конце концов – убыток.

Рассказывают также о смирении блаженного Спиридона, как он, будучи святителем и великим чудотворцем, не гнушался пасти овец бессловесных и сам ходил за ними. Однажды воры ночью проникли в загон, похитили несколько овец и хотели уйти. Но Бог, любя угодника Своего и охраняя его скудное имущество, невидимыми узами крепко связал воров, так что они не могли выйти из ограды, где и оставались в таком положении, против воли, до утра. На рассвете святой пришел к овцам и, увидев воров, связанных силою Божиею по рукам и по ногам, обратился с молитвой ко Господу, прося освободить их; и случилось новое чудо – незримые путы спали с пленников. «Не надо, дети мои, зариться на чужое добро, – вразумлял злоумышленников святой Спиридон. – Видите, как за бесчестный поступок вас наказал Господь. Старайтесь впредь добывать себе пропитание честным трудом» [15, с. 35]. Святитель простил воров и дал им одного барашка, чтобы, как он сам сказал, «не пропал даром их труд и бессонная ночь», и отпустил с миром.

Страница 13