Размер шрифта
-
+

Святитель Спиридон Тримифунтский - стр. 15

Один купец, житель того же Тримифунта, отплыл в чужую страну торговать и пробыл там двенадцать месяцев. В это время жена его впала в прелюбодеяние и зачала. Вернувшись домой, купец увидел жену свою беременною и понял, что она изменила ему. Со слезами обманутый муж пришел к святителю Спиридону и просил у него совета. Святитель призвал жену и, не спрашивая ее, действительно ли она согрешила, так как о грехе свидетельствовали уже самая беременность ее и плод, зачатой ею от беззакония, прямо сказал ей: «Зачем ты так поступила?» Но женщина, потеряв всякий стыд, осмелилась явно солгать, что она зачала не от кого другого, а именно от мужа, и ребенок дожидался возвращения своего отца, чтобы родиться при нем. Отстаивая эту и подобную ложь и споря со всеми, она подняла шум и кричала, что ее оклеветали и обидели. Тогда святой Спиридон, желая довести ее до раскаяния, кротко сказал ей: «Женщина! В великий грех впала ты, велико должно быть и покаяние твое, ибо для тебя все-таки осталась надежда на спасение: нет греха, превышающего милосердие Божие. Но я вижу, что в тебе прелюбодеянием произведено отчаяние, а отчаянием – бесстыдство, и было бы справедливо понести тебе достойное и скорое наказание, но надо дать тебе время для покаяния. Ребенок не родится, пока ты не скажешь правды» [15, с. 38]. Но безрассудная блудница продолжала дерзко настаивать на своей невиновности.

Слова святого в скором времени сбылись. Когда женщине наступило время родить, ее постигла лютая болезнь, причинявшая ей великие мучения, удерживавшая плод в ее чреве. Но она, ожесточившись, не захотела признаться в своем грехе, в котором и умерла, не родивши, мучительною смертью. Узнав об этом, святитель прослезился, пожалев, что он судил грешницу таким судом, и сказал: «Не буду я отныне судить никого, поскольку мое слово стало обоюдоострым мечом, выйдя из моих уст и войдя в ее уши» [16, с. 183].

На острове Кипр было одно селение, называвшееся Эритра. Придя туда по одному делу, святой Спиридон вошел в церковь и велел одному из бывших там, диакону, сотворить краткую молитву. Так как владыка был утомлен от долгого пути и зноя, он просил диакона не затягивать службы. Но диакон начал медленно исполнять приказанное ему и нарочно растягивал молитву, как бы с некой гордостью произносил возгласы, пел и явно похвалялся своим голосом. Гневно посмотрел на него святой, хотя и добр был от природы, и, порицая его, сказал: «Замолчи!» И тотчас же диакон онемел: он лишился не только голоса, но и самого дара слова, и стоял, как совершенно не имеющий языка. На всех присутствовавших напал страх. Весть о случившемся быстро разнеслась по всему селению, и все жители сбежались посмотреть на чудо и пришли и ужас. Родственники диакона стали упрашивать чудотворца избавить провинившегося от наказания; сам диакон упал к ногам святого, знаками умоляя разрешить ему язык. Не сразу святой снизошел на просьбу, ибо суров был он с гордыми и тщеславными, но наконец простил провинившегося, разрешил ему язык и возвратил дар слова; при этом он, однако же, запечатлел на нем след наказания, не возвратив его языку полной ясности, и на всю жизнь оставил его слабоголосым и немного заикающимся, чтобы он не гордился своим голосом и не хвалился отчетливостью речи. Но косноязычие не ослабило, а укрепило в диаконе веру – он больше никогда не превозносился над людьми.

Страница 15