Размер шрифта
-
+

Святитель Амвросий Медиоланский и его богословское наследие - стр. 21

Богатое литературно-богословское наследие свт. Амвросия включает не менее 40 сочинений догматического, экзегетического и нравственно-аскетического характера, а также множество писем, богослужебных гимнов и эпиграмм. В своем богословии Миланский святитель мудро сочетает, с одной стороны, лучшие достижения как западной, так и восточной христианской мысли, а с другой стороны – догматико-теоретические элементы с нравственно-практическими. Прекрасное знание свт. Амвросием греческого языка и античной культуры обеспечило ему прямой доступ к богатейшему богословскому наследию греческих отцов и учителей Церкви, а также важных для христианской традиции иудейских авторов – Иосифа Флавия и Филона Александрийского.

Для Западной Церкви свт. Амвросий стал одним из важнейших проводников православного учения о Боге и Святой Троице, о человеке и его спасении во Христе. Он также способствовал распространению среди западных богословов аллегорического метода толкования Священного Писания, разработанного в Александрийской экзегетической школе, и уравновешенного трезвым подходом к аллегоризации священного текста у свт. Василия Великого. Наряду со свт. Иларием Пиктавийским, еп. Евсевием Верцелльским и св. Дамасом I, папой Римским, свт. Амвросий был одним из главных защитников Никейского Собора и учения о единосущии перед лицом арианской ереси на Западе. Его учение о добродетели девства и защита приснодевства Божией Матери внесли значительный вклад в становление церковного вероучения и христианского аскетизма, о чем я сегодня скажу подробнее.

Вместе с тем нельзя не отметить, что свт. Амвросий своими трудами способствовал формированию некоторых богословских особенностей, свойственных западному христианству в его отличии от восточного. Среди прочего можно назвать его двойственную позицию в вопросе об исхождении Святого Духа, учение о «блаженной вине» Адама, юридические представления о «наследственном грехе» (haereditarium peccatum) и наказании за него, о существовании «очистительного огня» после смерти, и некоторые другие спорные вопросы, до сих пор обсуждающиеся в ходе межцерковного диалога. Несмотря на все это почитание свт. Амвросия в Православной Церкви, начавшееся в Византии около IX в., по-прежнему остается неизменным[8], а приписываемый ему гимн «Тебе Бога хвалим» (Te Deum laudamus)[9] до сих пор используется в православном богослужении.

В первой части нашего выступления мы остановимся на отдельных важных моментах биографии свт. Амвросия, тесно связанных с его становлением как церковного деятеля и богослова. Во второй части мы рассмотрим его вклад в формирование церковного вероучения о приснодевстве Божией Матери.

Страница 21