Святая Наталия - стр. 13
Поэтому и называются мучениками святые, убитые за исповедание христианской веры, свидетельствовавшие не только словами, но и своей мученической кончиной о победе Христа над смертью, об истинности веры Христовой.
И в этом смысле первым Свидетелем был для христиан Сам Иисус Христос[4], а после его смерти – двенадцать апостолов, миссией которых было подтверждение перед миром истинности слов Учителя, его Божественности и вознесения. Вслед за ними свидетелями становились все обращенные в христианство. Быть христианином предполагало готовность к подтверждению своей веры перед лицом враждебного общества и государства, что в условиях преследований означало готовность принять смерть. Мученическая смерть начинает рассматриваться как высшая форма служения веры. Слово «мученик» приобретает специфический смысл «погибший за веру» и входит в латинский язык и затем в европейские языки именно в своем новом значении.
Мученик свидетельствует свою веру во Христа, отдавая за Него свою жизнь. Тем самым мученик подлинно идет за Христом, как бы повторяя Его крестный подвиг. Мученик в высшей мере выполняет заповедь Христову: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф. 16, 24–25).
Сталкиваясь с враждебностью и открытым неприятием их веры римским обществом и государством, члены христианских общин оказывались в ситуации, которая требовала от них решительного отречения от всех устоев, норм и ценностей этого общества. Гибель от рук преследователей воспринималась как подражание Страстям Христа, была подтверждением бескомпромиссного следования вере, которая противопоставлялась земным ценностям и не допускала наличия некоего «среднего пути» для христианина. В сочинениях ранних христианских богословов мученичество определяется как бесспорный путь спасения.
Особое значение мученичества определялось тем, что оно не только напоминало о смерти Христа, но и было ее постоянным воспроизведением. Вера в мистическое присутствие Христа и убеждение, что в течение испытаний Святой Дух защищает христиан от страданий, делала их необычайно стойкими к мучениям и истязаниям. Она предопределяла их радость и стремление к смерти, придавала мученичеству смысл особого достоинства и Божественной милости. Именно в мученичестве видели возможность истинного единения с Богом. Еще одним важным аспектом было отождествление мученичества с Таинством Крещения. Мученичество как своего рода «крещение кровью» даже считалось выше традиционного крещения водой. Поэтому люди, ставшие жертвами гонений, но не успевшие принять Таинство Крещения (а таких было немало), тоже почитались как истинные христиане и Божий избранники.