Размер шрифта
-
+

Святая Наталия - стр. 15

Поминовение мучеников оказывается, таким образом, связано с почитанием Христа, а их гибель воспринимается и как напоминание о Его жертве, и как приумножение ее величия.

Причем прославление и почитание мучеников осуществлялось не только в тех Церквах, к которым они принадлежали, но и во всех других, так как христиане сообщали о мучениках, среди них пострадавших, и другим Церквам[5].

После официального признания императором Константином христианства государственной религией начинает распространяться практика возведения церквей над захоронениями мучеников. Очень рано возник вошедший в церковную практику обычай помещения под престолами храмов мощей (или их частиц) мучеников. Алтарь как главное священное место храма оказывался посвященным жертве как Христа, так и соответствующего мученика.

В наше время в алтаре при совершении литургии в антиминсе на престоле непременно присутствуют мощи святых.

Почитание останков святых было общим верованием и выражением благочестия Церкви с самых первых веков ее исторического существования. Так, в «Окружном послании Смирнской Церкви о мученичестве святого Поликарпа» (II век) пишется: «Мы почитаем Сына Божия, но воздаем и поклонение любви мученикам, Его ученикам и последователям. Поэтому мы тщательно собрали кости его [св. Поликарпа], которые для нас лучше жемчуга и драгоценнее золота, дабы мы могли собираться возле них, когда возможно, и прославлять память святых мучеников».

Так же говорил о мощах и святитель Иоанн Златоуст: «Как императорская корона, украшенная со всех сторон драгоценными камнями, издает разнообразный блеск, так и тела святых мучеников, испещренные, как бы драгоценными камнями, ранами, понесенными за Господа, драгоценнее и досточтимее всякой императорской короны».

Святитель Григорий Нисский в слове о святом мученике Феодоре сказал: «Душа его, войдя в горняя, почивает на своем месте, разрешившись от тела, живет вместе с равными себе; тело же, как честное и непорочное ее орудие, с великой честью и почтением положенное и украшенное, почитается и почивает на прекрасном, святом месте, в виду у всех». Таким образом, тело наравне с душою принимает участие в прославлении усопшего праведника.

Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Бог обитал также и в телах их, говорит апостол: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа? (1 Кор. 6, 19). Следовательно, почему не должно почитать одушевленные храмы Божьи, одушевленные телесные жилища Божьи? Эти, будучи живы, с дерзновением предстоят Богу. Господь Христос дал нам спасительные источники – мощи святых, многообразно изливающие благодеяния, источающие миро благовония. И никто пусть не сомневается!.. По закону всякий, кто касался мертвого, назывался нечистым (см. Чис. 19, 11); но эти – не мертвые. Ибо после того, как Тот, Кто есть Сама Жизнь, Виновник жизни, мертвым считался, то усопших в надежде на воскресение и с верою в Него мы не называем мертвыми».

Страница 15