Святая Людмила - стр. 8
Сатане, который всегда силится помешать доброму делу, иногда удается извратить даже лучшие человеческие чувства. Может быть извращена и такая прекрасная добродетель, как патриотизм: если национальные пристрастия ставятся выше Истины Божией, рождается ересь филетизма, ведущая к искажениям святой веры. Так некоторые лидеры религиозного движения в Чехословакии впали в гордыню и решили изобрести для своей страны некую «сугубо национальную» церковь.
Напрасно отец Матфей предупреждал: «Основать новую Церковь не может человек XX столетия… Даже Ян Гус не стремился основать новую Церковь, ибо Церковь как таковая основана Христом… Наша Церковь должна быть основана на принципах канонов». Но амбициозные филетисты раскололи-таки движение за истинную веру: они учредили собственную организацию и, спекулируя на имени национального героя, назвали ее Гуситской, а затем начали громоздить ересь на ереси – от разрыва апостольского преемства, непочитания угодников Божиих и святых икон до введения женского священства. А отец Матфей, в Сербии принявший монашество с именем Горазд и хиротонисанный во епископский сан, стал первым Предстоятелем Чешской Православной Церкви нового времени.
Святитель Горазд ревностно трудился над просвещением народа, воспитанием православного духовенства и созданием храмов. Мирные труды святителя по окормлению паствы прервались после гитлеровской оккупации. Святитель Божий не мог равнодушно смотреть на порабощение родной страны, он открыто заявлял: «Если мы любим свою Церковь, мы не можем не любить свою родину. Это прямой наш долг христианский; в этом направлении наш путь озаряется светом Святого Евангелия. Любя родину, служат ей; становясь на ее справедливую защиту, мы тем выполняем одно из своих земных назначений, иначе мы останемся в рабстве у иноплеменников, которые уничтожат нас и Православие на нашей родине». Такое мужественное исповедание привело святителя Горазда к мученическому венцу: гитлеровцы казнили его вместе с тремя другими чешскими страстотерпцами – протоиереем Вячеславом Чиклой, священником Владимиром Петршеком и церковным старостой Яном Соннавендой.
Гитлеровские оккупанты начали погром Чешской Православной Церкви: арестовывалось и заключалось в концлагеря духовенство, разрушались храмы, под страхом смертной казни было запрещено совершение богослужений. Православные общины ушли в подполье, в «катакомбы». Протоиерей Г. Новак вспоминает: «Вера осиротевшей без своего епископа паствы в помощь Божию как бы ослепила очи врагов, так что они не сумели обнаружить верующих, пребывающих в молитве со своим пастырем о даровании победы над поработителями народа. Горячие молитвы тысяч сердец были услышаны, и надежды их сбылись». Захватчикам не удалось растоптать святую веру на Чешской земле, над которой просияла звезда священномученика Горазда и свершились подвиги многих иных доблестных новомучеников за веру и родину.