Святая Людмила - стр. 10
Память святой княгини Людмилы и князя Вячеслава Чешских[3]
Блаженная Людмила, бабка святого князя Вячеслава, была супругой христианского князя Богемии Боривоя. Великий просветитель славян святой Мефодий, архиепископ соседней Моравии, преподал Боривою и Людмиле наставление в чистой и святой вере и омыл их водою благодатного Крещения в Велеграде. Князь и княгиня Богемии были искренними христианами и употребляли все меры для обращения своих подданных к святой вере. Таков же был и их сын князь Вратислав.
Но язычество еще жило между жителями Богемии, и особенно крепко сохранялось оно между соседними полабскими славянами. К сожалению, дела немецкого романизма не только не сближали местных славян с христианством, но напротив: питали в них сильную вражду против него. Жена князя Братислава Драгомира была урожденная княжна Браниборо-Стодеранская. Латинские предания называют Драгомиру язычницей, но это представляется весьма сомнительным. Быть не могло, чтобы в таком глубоко христианском семействе, каково было семейство князя Боривоя, жена князя христианина была не крещенной. Но не подлежит сомнению, что она не была искренней христианкой, была горда и зла и по гордости дорожила всем славянским, в том числе и языческою жизнью. Ненависть к христианству, воспитанная в полабских славянах жестокостями немецких миссионеров и властителей, являлась и в ней.
У Братислава и Драгомиры было двое сыновей – Вячеслав и Болеслав, которые совсем не походили один на другого: сколько Вячеслав характером и делами напоминал доброго отца его, столько в Болеславе отразились качества злой Драгомиры.
Старая княгиня Людмила по смерти своего супруга князя Боривоя жила в Праге. Вратислав поручил воспитание Вячеслава своей матери. Блаженная княгиня желала видеть во внуке прежде всего искреннего христианина.
Людмила по указанию священника отдала Вячеслава изучать славянскую грамоту, и он научился хорошо читать по-славянски. Вячеслав отвечал заботам доброй бабки не только усердием к учению, но и своим поведением, достойным христианского отрока. Он был добр, кроток, незаносчив и целомудрен. Образование дано было ему лучшее по тому времени. Отец посылал его в Будуч, где молодой человек «учился латинской грамматике и научился хорошо». Он умел читать латинские книги, «как хороший бискуп», и «если брал греческие книги или славянские, то читал их без ошибок». Исполняя требования веры, он благотворил бедным.
Князь Вратислав, будучи преклонных лет и чувствуя близость смерти, созвал к себе вельмож и епископа и объявил наследником своим старшего сына. После литургии он сам привел Вячеслава к епископу и сказал: «Преподай, владыко, благословение сыну, наследнику моему». Святитель совершил молитву о ниспослании благословения Божия на молодого князя.