Размер шрифта
-
+

Святая Людмила - стр. 6

(Пс. 50). Убийца каялся у могилы убиенного брата и всей последующей своей благочестивой жизнью стремился искупить смертный грех свой.

Над молодой Церковью Чехии воссияли в Небесах две царственные звезды: святая княгиня-мученица Людмила и святой князь-страстотерпец Вячеслав (Вацлав). Однако Православие в Чехии оказалось в тяжелом положении. Уже святой равноапостольный Мефодий, некогда крестивший святую княгиню Людмилу и князя Боривоя, стал жертвой происков латинских миссионеров: вследствие их интриг великий учитель славянства был заключен в тюрьму, претерпел много страданий, и это ускорило его кончину. Будучи западным краем славянского мира, Чехия подверглась особо яростному натиску папизма, желавшего подчинить отступническому Риму все народы. Латиняне пускали в ход коварство, интриги, а при возможности и силу в насаждении своей веры «огнем и мечом». Под давлением так называемой Священной Римской империи Чешская Церковь не устояла: на Чешской земле осталось лишь несколько островков православной благодати.

В XV веке, когда чешский народ во главе с Яном Гусом поднялся на борьбу за свою свободу, вместе со славянским самосознанием проснулась и тяга к Православию – к Мефодиевой вере, как ее здесь называли по имени первого просветителя чехов. Преступления Рима вызывали негодование гуситов. Религиозный протест соратников Яна Гуса был неоднороден, среди них имелись и сектанты, но наиболее авторитетны стали «утраквисты». Эти искатели истины требовали исправления одного из извращений латинства – причащения мирян только освященными опресноками. «Утракве» по-латыни значит «под обоими видами»: утраквисты требовали для мирян Причастия и Тела, и Крови Христовой. Они обратились в православную Византию, и Константинопольская Церковь с радостью отвечала чехам: «Церковь Христова не сомневается, судя по дошедшим до Нее известиям, что как скоро вы решились противостоять опасным новизнам Рима, то вы будете с Нею согласны во всем, при посредничестве Священного Писания, истиннейшего судии». В то время Иероним Пражский, ближайший соратник Гуса, ездил на Русь, в Псков, где поклонился православным святыням. Однако движение гуситов было утоплено в крови, сам Ян Гус и Иероним Пражский были сожжены латинянами на кострах.

После того как Чехия подпала под власть римско-католической Австрии, казалось, что с Православием на Чешской земле покончено навсегда. Но кровь мучеников за Истину Христову, пролитая в Чехии в Средние века, дала всходы в новые времена. Как и в эпоху Яна Гуса, пробуждение славянского самосознания сочеталось с тягой к заветам святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – Святому Православию. Группа чехов, обратившихся в Православие в конце XIX века, составила воззвание, в котором говорится:

Страница 6