Размер шрифта
-
+

Святая гора Афон - стр. 9

С начала X века на Афоне интенсивно шло формирование и развитие крупных монастырей, в которые объединялись более мелкие обители и келлии отшельников. Наиболее значительной из них была Кафедра Старцев в северо-западной части Афона, названная «древней» уже в хрисовуле 934 года. Общее богослужение совершалось в центральном храме, старцы собирались несколько раз в году на общее собрание (синаксис) под председательством прота. <...>

В середине X века местопребыванием прота стала лавра Великого Меса в центральной части полуострова; в наши дни здесь находится административный центр Афона Карея.

Постепенно сформировалась единая система управления Афона, включавшая общее собрание Протат и совет игуменов при проте, которая просуществовала без значительных изменений до конца византийского периода. Прот распоряжался всеми земельными владениями Святой Горы, так как они принадлежали не отдельным монастырям или общинам, но всем афонским насельникам. К нему приходили новоприбывшие на Афон монахи, и он раздавал им келлии для жительства. По вопросу об окончательном наделении землей прот должен был заручиться согласием др. монахов. Прот представлял Афон перед гражданскими и церковными властями Византии, вместе с советом из игуменов вел судопроизводство на Афоне, следил за сохранением мира и порядка, утверждал избрание настоятелей и вручал игуменский посох. Эконом Протата ведал распределением ежегодных пожертвований, поступавших из императорской казны. Высшей инстанцией, к которой апеллировал афонский прот, был не архиепископ Фессалоникийский и не Константинопольский Патриарх, а сам император. Довольно быстро вокруг прота сформировался совет из наиболее уважаемых и влиятельных монахов, осуществлявший избрание прота и участвовавший в рассмотрении судебных дел. Совет прота первоначально не был строго регламентированным институтом: порядок вхождения в него и количество его членов не были четко определены. В X веке совет состоял примерно из четырнадцати игуменов крупнейших монастырей. Кроме постоянно действовавшего Протата и периодически собиравшегося совета существовало также собрание всех афонских монахов. Собираясь три раза в году в Протате (Карея) на великие церковные праздники (Рождество Христово, Пасха и Успение Богородицы), монахи обсуждали проблемы, касавшиеся всех афонских насельников. <...>

К концу X века преобладающей формой монашеской жизни на Афоне стало общежительство. Начало его распространению было наложено преподобным Афанасием Афонским. Получив в 961–962 годах средства от военачальника и будущего императора Никифора II Фоки, он начал строительство на Афоне большого общежительного монастыря, названного впоследствии Великой Лаврой. Традиционной датой ее основания считается 963 год, когда был освящен соборный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В том же году Никифор стал императором и Лавра преподобного Афанасия фактически получила статус императорского монастыря. Уже при жизни своего основателя монастырь стал одним из крупнейших на Афоне (число иноков достигло 80 человек). Для Великой Лавры преподобный Афанасий Афонский разработал устав (типикон, 973–975 годы), а также так называемое Завещание – Диатипосис преподобного Афанасия (после 993 года)

Страница 9