Святая гора Афон - стр. 11
Эконом Протата должен был разбирать все споры на территории Кареи и изгонять виновников раздоров. Если возникали недоразумения на остальной территории Афона, он должен был провести расследование при участии нескольких игуменов. Распределением ежегодных пожертвований из императорской казны ведал эконом, который должен был отчитываться перед собранием. <...> Монастырям было предоставлено право получать неограниченные пожертвования, приобретать земли как на Афоне, так и вне его. Под документом стоит 56 подписей (47 из них принадлежат игуменам афонских монастырей <...>).
Согласно Житию Афанасия Афонского, к преподобному стекались тысячи людей из разных стран. <...> С полным правом можно утверждать, что Афон с этого времени соединял в одну монашескую общину представителей разных народностей, для которых Святая Гора стала высшей школой христианского подвижничества.
На рубеже Х–ХI веков на Афоне, согласно житийным данным, подвизалось около 3 тысяч иноков.
В 960-х годах на Афоне появились первые грузинские монахи Иоанн и Евфимий Святогорец (Мтацминдели). Согласно их житию, написанному преподобным Георгием Святогорцем, преподобный Иоанн еще в молодости стал монахом и подвизался в разных обителях; позднее вместе с сыном Евфимием он попал в Константинополь, оттуда перебрался на Олимп в Вифинию, а затем на Афон, где был благожелательно принят преподобным Афанасием в Великой Лавре (около 965 года). Вскоре после этого родственник Иоанна Ивира Иоанн Торникий (Торник) также прибыл на Афон; постепенно вокруг них собралась небольшая община грузинских монахов, обосновавшаяся близ Великой Лавры. После успешного подавления Торником мятежа Варды Склира в 978 году император Василий II удостоил его почестей и щедрых пожалований. Вернувшись на Афон, Торник основал новый грузинский (Иверский) монастырь (979–980 годы), получивший значительные земельные владения