Размер шрифта
-
+

Священные тайны. Т. 8 - стр. 15

Мы неоднократно слышали рассказы, достаточно универсальные для традиционных культур, о том, как умершие приходят во сне, если родственники забывают положить им с собой необходимые предметы, и жалуются на неудобство.

Схожие мотивы возникают и в разговорах о том, что происходит с вещами покойника, которые забыли уничтожить и оставили в мире живых.

В основном это касается тех предметов, на которых обмывали тело после смерти, или одежды, в которой человек умер, а также обуви покойного.

По очень распространенному в современной еврейской традиции представлению, одежду покойного можно раздать бедным и знакомым, а вот обувь необходимо изрезать и сжечь, чтобы никто «не топтал его по голове». Обувь занимает особое место в еврейских представлениях о смерти – как в попытках отвести смерть, так и здесь:

Если новая одежда, вы можете ее отдать родственникам, бедным. А ту одежду, которую он на себе носил, ее надо рвать. Обувь тоже, разрезать надо. Только новое можешь отдать. <…> Потому что ты его топчешь. Иначе он ночью сниться будет: «Почему ты топчешь меня?» Можешь оставить часы, сережки, но одежду надо уничтожить. В мусорный ящик

Умершему по еврейскому обычаю принято закрывать глаза черепками разбитой посуды.

Первое объяснение традиционное – эти черепки (или камешки) должны упасть с глаз покойного тогда, когда в честь него назовут новорожденного младенца. Имя умершего, данное живому, как бы окончательно завершает жизненный путь человека, и он обретает покой на том свете:

Инф. Камешки кладут на… на глазах, две маленькие камешки кладут. И эти камешки лежат, пока, ну, например, умер… мама умерла, папа умер… должно дети дать имя… ихнее… Когда имя даешь, вот тогда и эти камешки снимают. С глаз.

Соб. Кто снимает?

Инф. Там, на том свете. Кто-то видел? (Смеется.) Никто не видел! Но это… бабские сказки!

Как уже отмечалось исследователями, представление о том, что живые должны обеспечить покойнику возможность «видеть» на том свете, присутствует как в славянской, так и в еврейской традиции.

Второе объяснение обычая закрывать покойнику глаза черепками категоричнее: при жизни покойник был жадным человеком и смотрел на все с целью присвоения себе, больше у него не будет такой возможности:

«Если он был жадный, так ему одевали кирпич на глаза или каструльки кирпичный такой, знаете. Это надо было ему одеть на глаза, потому шо он был жадный <…> шоб он с того света, он с собой же ничего не взял – так на тебе камень!»

Такая мотивация встречается едва ли не чаще первой. Согласно этой традиции вовсе не предполагается, что умерший когда-нибудь вновь обретет зрение на том свете. Наоборот – с завершением земного пути заканчивается его способность смотреть, видеть и одновременно – завидовать:

Страница 15