Размер шрифта
-
+

Священные тайны. Т. 8 - стр. 17

Но так закапывают, чтоб где-то в сторонке. И чтобы не на кладбище, а чтобы видно было кладбище.

У русских, у украинцев на девятый день это делают. У нас делают на восьмой.

С представлениями о душе связано негласное предписание не ходить на кладбище слишком часто и не тревожить лишний раз душу.

Впоследствии, когда проходит год, на могилу к умершим родственникам начинают ходить, чтобы попросить их походатайствовать на том свете за живых, помочь со здоровьем, с заработком и т. п. Широко распространена даже формула обращения к покойнику: «Лойф ун бет Г-т фар мир… [Беги и проси Б-га за меня…]» Умерший, таким образом, превращается в заступника и покровителя своих живых родственников.

Тем не менее ряд традиционных для еврейского фольклора и литературы XIXвека сюжетов, посвященных душам умерших, – таких, как истории о диббуке, о собрании мертвых по ночам в синагоге и т. п., – уже практически невозможно зафиксировать в наше время. Они полностью исчезли из текстов еврейской традиционной культуры, и на смену им пришли новые сюжеты, которые еще предстоит изучить.

Еврейский похоронный и поминальный обряд глазами славян

Большая часть элементов еврейского похоронного обряда хорошо известна украинцам и подробно описывается ими. Они часто сравнивают еврейский обряд со своим погребальным обрядом и подчеркивают различия. Так, например, им представляется странным еврейский обычай хоронить покойника в день смерти (по украинской традиции умершего хоронят на третий день после смерти, все это время гроб с покойным должен находиться в доме):

Инф. 1. Отличаются совсем похороны. Они ставят, як умрет, на сено в куток покойника. Так.

Инф. 2. У них не так, как у нас, три дня в комнате или где. У них умер, и все.

Инф. 1. Если рано даже, чем быстрее, тем лучше.

Кроме быстрых похорон украинцы отмечают, что у евреев хоронили в обычной одежде и заматывали тело в специальное белое полотно: «Там совсем другой обряд. Там если еврей умирает, то его закатывают в простынь, не знаю сколько метров, говорят 16 или 18 метров, полностью закатывают». Считается, что этот обычай восходит к библейским временам и что так же хоронили Иисуса Христа – в плащанице:

Инф. Простынь, все завивали в простыни. Мыли, как обычно, и завивали, у них простыни были такие длинные: метр – вот так и в длину 5–6 метров, такими простынями они завивали и так они…

Соб. А почему без гроба они?

Инф. Ну, как считается, что Иисуса тоже хоронили не в гробу, а завивали в плащаницу, это еврейская традиция с этих веков осталась еще.

При этом гроб тоже отличается от того, в котором хоронят украинцы: «Гроб без гвоздя: низ, ну, бока и верх. Прямо так зарезано, когда положат в яму и крышку так». Информант, очевидно, называет «гробом без гвоздя» следующее устройство еврейской могилы: яму изнутри обкладывали досками и туда клали тело, а сверху закрывали крышкой.

Страница 17