Размер шрифта
-
+

Священные тайны. Т. 6 - стр. 11

Так и поняла христианская церковь слова апостола, признав их обязательною для себя заповедью и установив таинство елеопомазания, которое она всегда совершала и доселе совершает над больными, желающими приступить к нему.

Как известно, таинство елеопомазания существует не только в православной церкви (указания на него имеются у Иринея Лионского – Против ересей, 1 кн., 21 гл.; Оригена – II Беседа на кн. Левит; Иоанна Златоуста; Кирилла Александрийского – О поклонении Богу духом и истиною, кн. VI; А. Медиоланского – О покаянии, кн. I, гл. 8 и т. п.), но и в римско-латинской, a также у несториан и монофизитов, отлученных от православной церкви в пятом веке.

Но если о первом признаке всякого таинства – установлении его Иисусом Христом – мы можем в применении к Елеосвящению говорить только предположительно, с вероятностью, зато два другие признака таинств указаны в словах апостола Иакова о елеопомазании прямо и ясно: указаны как вещество или видимая сторона этого таинства, так и внутреннее, невидимое или благодатное действие его.

Видимая сторона Елеосвящения состоит из двух действий: помазания больного освященным елеем и молитвы.

Елей – употребляется оливковое или деревянное масло – освящается совершителем таинства в начале обряда таинства.

Этим освященным елеем совершитель или совершители таинства семикратно помазывают больного, a именно помазывают елеем крестообразно у больного лоб, ноздри, щеки, рот, грудь и руки, – руки с обеих сторон.

Другое действие видимой стороны таинства Елеосвящения составляет молитва.

Апостол Иаков назвал ее молитвой веры, т.-е. молитвой, возносимой с верою во всесильную помощь Божию, с верою в то, что Бог исцелит больного.

Молитвою веры должно признать весь обряд таинства Eлеосвящения, состоящий из многих молитвословий: прошений, песнопений, чтений Апостола, и Евангелия.

Но более важными нужно признать прошения и молитвы, которыми освящается елей, и молитву, произносимую при помазании больного.

В «Последовании св. елея» ясно и многократно указана невидимая или внутренняя сторона таинства Eлеосвящения, невидимое действие его.

Она состоит в благодати Божией, подаваемой Богом по Своей милости, щедрости и человеколюбию.

Она испрашивается молитвою и верою как совершителей таинства, так и приемлющего его; но подается не по достоинствам их и не по заслугам его, а исключительно по милосердию Бога к грешнику кающемуся и обращающемуся к Богу с мольбою, верою и надеждою.

Благодать сообщает целебную силу елею по молитвам совершителей таинства и подает помазуемому исцеление телесной его болезни и прощение всех его грехов, даже и тяжких, упоминаемых в 6-й и в 7-й молитвах.

Страница 11