Размер шрифта
-
+

Священные тайны. Т. 3 - стр. 6

2. при проставлении в клирики (обычно во чтеца) епископ постригает посвящаемого крестовидно в знак отделения его от общества простых верующих.

В древней традиции всем священнослужителям выбривали гуменцо, или папалитру, оброснение – круг на его голове символизировал терновый венец.

Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой, которая называлась «гуменцо», или «скуфья».

Обычай выстригать гуменцо существовал в России до середины XVII века.

В католицизме подобная стрижка – тонзура – сохранялась до 1973 года

в монашеском постриге.

Следует заметить, что монашеский постриг над одним человеком может совершаться до трёх раз:

при посвящении в рясофор,

при посвящении в мантию,

при посвящении в великую схиму.

Монашеский постриг

Пострижение является основным действием посвящения в монашество и его степени. Одним из первых о постриге упоминает Иоанн Лествичник

Перед пострижением послушник ползёт по полу из притвора храма к амвону, на котором его ожидает игумен.

От посторонних взглядов ползущего послушника своими мантиями ограждают сопровождающие монахи.

Игумен испытывает твёрдость постригаемого вопросами и предупреждениями о трудности монашеского бытия, за которое необходимо дать ответ Богу на Страшном суде.

Постригаемый произносит обеты.

Чтутся молитвы. Затем игумен трижды бросает ножницы и требует от постригаемого со смирением их поднять.

Каждый раз постригаемый смиренно подаёт их и целует руку игумена.

Приняв ножницы в третий раз, игумен крестовидно постригает посвящаемого с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа», и нарекает ему новое имя, знаменуя тем окончательное отречение постригаемого от мира.

После пострижения посвящаемый облачается в хитон, параман, рясу, пояс, мантию, клобук, сандалии и получает вервицу (чётки).

Обряд пострижения в великую схиму носит название «последование великия схимы» и отличается от обряда малой схимы только большей продолжительностью и торжественностью.

После удостоверения в твёрдости намерения принять великую схиму посвящаемый приемлет пострижение, причём получает новое имя и облекается в великосхимнические одежды (куколь и аналав).

В аскетической традиции византийской аристократии и русских князей практиковался также предсмертный постриг.

В период гонений на церковь в СССР 1920—1930-х годов определённое распространение получил также тайный постриг в монахи (монашество в миру).

Католическая церковь

В католицизме использовалась тонзура – выбритое место на макушке, знак принадлежности к духовенству.

Изначальное значение тонзуры полностью не выяснено. Раньше наголо брили голову кающиеся. В этом отношении тонзуру можно толковать как знак обращения к Богу. Первые монахи переняли этот обычай, который с VI века распространился на всех духовных лиц. Официальное предписание о ношении тонзуры было принято четвёртым синодом в Толедо.

Страница 6