Священные тайны. Т. 3 - стр. 8
В православных церквях
В Русской Православной Церкви в настоящее время извержение священнослужителей из сана осуществляется, как правило, решением Архиерейского собора, который, согласно нынешнему Уставу этой церкви является её церковным судом высшей инстанции. (В прошлом решения такого рода принимал Священный синод.)
Более распространённой мерой наказания священнослужителей, чем извержение из сана, является запрещение в служении – запрещение священнослужителю совершать богослужение. Продолжения запрещённым священнослужителем пропаганды его осуждённых взглядов, отсутствие раскаяния, и в особенности совершение им богослужения, будучи под запрещением, могут в дальнейшем служить основанием для его извержения из сана.
Извержение из сана само по себе не означает отлучения от Церкви. Однако на практике церковное руководство одновременно с принятием решения об извержении священнослужителя нередко также принимает решение и о его последующем отлучении от Церкви.
История вопроса:
В царской России и Сербском княжестве (позднее, королевстве) извержение священнослужителя из сана физически знаменовалось расстрижением.
Этот обряд состоял в том, что по прочтении изверженному лицу указа о присуждении его к лишению духовного сана, с него снимали усвоенные этому сану одежды – рясу, подрясник, камилавку, клобук и т. д., остригали у него волосы на голове и бороду, облачали в простое мирское платье и отнимали «ставленую грамоту» (документ-свидетельство о рукоположении в священство).
Весь процесс мог происходить в храме, под возгласы «Анаксиос!» («недостоин!»), в завершение чего расстриженного священнослужителя жезлом изгоняли из храма. Так проходило, например, расстрижение Могилёвского архиепископа Варлаама, осуждённого за измену родине в 1813 году.
В других случаях (напр, в Тамбовской епархии ок. 1830 г.) извергаемого из священненного сана облачали в священные одежды в храме, давали ему проститься со святынями алтаря, и затем вели в полном облачении через город в консисторию, где консисторский сторож (пристав) ножницами проводил собственно расстрижение, и с извергаемого из сана брали официальную подписку в том, что он далее не будет именовать себя священником или диаконом.
Акт расстрижения применялся как по отношению к лицам, которые самой духовной властью были исключены из духовного сана за пороки и проступки, так и по отношению к лицам духовного звания, приговором светского суда, признанным виновными в уголовном преступлении
Последнее, например, произошло с сербским протоиереем Миланом Джуричем, осуждённым в 1899 году на 20 лет каторги за покушение на жизнь короля Милана Обреновича.