Свой почерк в режиссуре - стр. 29
Я говорю это не голословно. Приведу вам собственный пример: производство моей американской картины «Пистолет (от 6 до 7.30 вечера)» обошлось в сто двадцать тысяч долларов. Это полнометражный художественный фильм, получивший энное количество разных призов, конкурировавший в главном конкурсе Монреальского всемирного кинофестиваля, на котором он представлял США, с картинами бюджетом в сто пятьдесят миллионов. Снята была эта картина за восемь дней, и потом был еще девятый, дополнительный день досъемок. Все это возможно. Так что если кто-то смог это сделать, то почему вы не сможете?
Сможете, только надо начать правильно.
А что такое «начать правильно»?
Давайте разберемся.
Проверка истории
Как работать со сценарием?
Вот, допустим, сценарий попал к вам в руки и вы определились, что да, это та история, над которой вы хотите работать, это та история, которая вас глубоко волнует, она, безусловно, имеет к вам какое-то личное отношение. Что теперь делать дальше?
Ее надо проверить, с моей точки зрения. Проверить на «выносливость», проверить на качество, убедиться, насколько действительно к вам попало в руки то, что сделает вас потом знаменитым, богатым и счастливым. Для такой проверки есть энное количество разных инструментов. Опять же, мы не изучаем здесь сценарное мастерство, но какие-то элементы работы над сценарием нам знать важно.
Я, когда работал в Америке, прочитал пару учебников сценарного мастерства и выписал оттуда несколько вопросов, которые мне показались очень важными. Вот главные из них:
Представьте себе трейлер вашего будущего фильма – идея конкурентоспособна с вашей точки зрения?
Идея интригует сама по себе или требует превосходного воплощения?
Кто составляет целевую аудиторию?
Ваши родители пошли бы на этот фильм?
Рассказывает ли история о самых важных событиях в жизни ваших персонажей?
Последний, кстати, очень существенный вопрос. Напомню, что такое история. Это то, чего хочет добиться главный герой. Значит, очень важно, чтобы это были не проходные события в его жизни – какие-то мелкие события, которых можно навертеть бесконечное количество, – а важнейшие для его судьбы, для его истории. Тогда история сразу становится более значимой. Идем дальше:
Есть ли цель у героя?
Хорошо, цель прояснили. Теперь ритм.
Он нарастает?
А ведь это крайне важно. Когда вы читаете сценарий, важно, чтобы вы чувствовали, что ритм в нем нарастает, что нет сбоя. Вы все опытные читатели, и вы знаете, что это такое, когда книга захватывает, – вот так же должен захватывать сценарий, независимо от жанра.