Размер шрифта
-
+

Свежая пресса (сборник) - стр. 60

Таким образом, моя портновская слава росла куда быстрее моей репутации поэта.

Ну, понятно, джинсовой ткани в Харькове взяться было неоткуда. Однако отрезы хлопчатобумажного плотного хаки лежали в изобилии в «Военторге» и попадались в магазинах «Ткани».

Заказчики, особо не церемонясь, нравы были простые, останавливали меня порой на улице, совали мне в руки отрез, и деваться уже мне было некуда. Приходилось их обмеривать и шить. Я стал ходить с сантиметром в кармане.

Приносили и обивочную ткань. Помню, сшил как-то джинсы из толстенной парусины, сломав несколько иголок. Шил я в изобилии джинсы из вельвета. Вельветовые предпочитали интеллигенты и носили их со свитерами и трубками. Белую ткань приносили женщины.

Был ли у меня талант портного?

Я думаю, был, однако я не пытался его развивать. Я лишь пытался устроить свою жизнь так, чтобы иметь как можно больше времени для творчества. Я тогда тоннами писал стихи.

Уже в феврале 1965-го я уволился из книжного магазина на Сумской улице, где работал книгоношей, и всецело перешел на пошив джинсов и брюк харьковской интеллигенции.

Перебираясь в Москву, я увез с собой ручную швейную машинку подольского завода, простую и прочную, содранную конструкторами с немецкой зингеровской. Эта труженица зарабатывала мне и на крышу над головой, я снимал комнаты, и на питание мне и моей подруге, все той же даме старше меня. И даже на алкогольные празднества с товарищами поэтами и художниками хватало.

Я обшивал творческую Москву все семь лет, что прожил в ней. И скульптору Эрнсту Неизвестному сделал джинсы, и поэту Окуджаве, и еще сотням уже забытых мною «творческих работников» и их подруг. Жене писателя Мамлеева, помню, сшил белые, в черт знает как далеко отстоящем от современности году.

В последние годы мои в России я достиг высшего пилотажа, стал подделывать иностранные изделия, специализировался на женских брюках, снабжая их иностранными этикетками. То есть стал контрафактором.

Этикетки, так же как и иностранный образец для копирования, и ткань приносила мне длинноносая девушка Ирина, жена поэта Игоря Холина.

В Москве есть сейчас журналистка Арина Холина. Так вот, этикетки, образец и ткань приносила мне ее молодая мама.

Я получал 15 рублей за штуку. 15 рублей за брюки без карманов! Я мог изготовить, если был заказ, и две, а то и три пары за день.

Я чувствовал себя конечно же мошенником, но большим мошенником, художником, подделывающим шедевры Рафаэля, предположим.

Моя портновская деятельность фактически прекратилась в 1974 году, когда мне пришлось покинуть СССР.

Страница 60