Свет - стр. 29
Например, если тень от чайника попадает не только на стол, но и на стену, и на стоящие рядом чашки, она как бы распластывается по поверхностям, попавшим в её область.
5.7 Театр теней
Тень всегда будоражила воображение многих людей: писателей, художников, да и просто невротиков. Поскольку она так похожа на пред-меты, которые её отбрасывают, то кажется существом из параллельного мира, который парадоксальным образом связан с нашим.
В некоторых литературных произведениях тени становятся главными героями и живут собственной жизнью независимо от своих хозяев. Силуэты людей и животных также используются в декоративном искусстве и в театре теней, чтобы создать какой-либо образ с помощью обобщённой формы.
5.8 Тень и очертания предметов
С помощью светотени вещи рас-сказывают нам о себе. Поэтому именно тень рисует художник, чтобы правильно передать очертания предметов. Благодаря этому мы безошибочно догадываемся о том, что же изображено на его рисунке, даже если он использовал всего одну краску.
Подобным образом рисуют плакаты и эмблемы. Это особое искусство, превращающее обобщённую форму в символ или знак.
У лимона бугристая кожура. Каждый бугорок на ней представляет собой маленький конус со сглаженной вершиной.
Эта форма имеет освещённую часть – свет, и область, куда свет
не попадает – тень. Такую игру света и тени на неровной поверхности мы называем фактурой.
5.9 Светотень и объём
Светотень выявляет объём предметов. Мы на интуитивном уровне понимаем, что светлые их части являются выступающими, а затенённые – отступающими. Поэтому здесь нас легко обмануть.
Убедительная передача светотени создаёт иллюзию объёмных форм и пространства, которых на самом деле не существует. Из-за этого нам кажутся объёмными предметы, люди и животные, изображённые на плоском холсте.
Одним из ярких примеров того, как изобразительное искусство обманывает наше зрение, является гризайль – одноцветная живопись. Она создаёт иллюзию формы и рельефа только за счёт светотени, которая передается со всей тщательностью.
5.10 Светотень и фактура
Мы можем на вид определить, является ли поверхность предмета гладкой или неровной. Тоже за счёт светотени.
Давайте рассмотрим обыкновенный лимон. Нам не обязательно брать его в руки, чтобы понять, что у него бугристая кожура. Каждый бугорок на ней представляет собой маленький конус со сглаженной вершиной. Эта форма имеет освещённую часть – свет, и область, куда свет не попадает – тень. Такую игру света и тени на неровной поверхности мы называем фактурой.