Размер шрифта
-
+

Суздаль. История. Легенды. Предания - стр. 11

Захватив Суздаль, князь Олег по обычаю того времени взял в плен многих суздальцев, а других разослал по своим городам. Но за павшего под Муромом брата вступился новгородский князь Мстислав Владимирович (второй сын Владимира Мономаха), который потребовал от князя Олега немедленно оставить Суздаль. Тот исполнил это повеление, но приказал сжечь город. В летописи под 1096 годом об этом сказано так: «Олег прииде к Суздалю и видя яко за ним гонится Мстислав, повелел зажечь город Суздаль. И остался токмо двор Печерского монастыря с церковью святого Димитрия яже бе дал Ефрем и с селы».

После победы князя Мстислава Владимировича все суздальцы, захваченные в плен князем Олегом, были освобождены. К тому же новгородский князь прогнал Олега Святославича не только из завоеванных городов, но даже из Мурома и Рязани. И тогда волей-неволей князю Олегу пришлось согласиться с предложением других князей приехать на съезд в город Любеч и заключить «подряд». Обе стороны в мае 1097 года целовали крест, на съезде были разделены княжества и решено: «Каждо да держит вотчину свою», то есть был принят «принцип династического разделения Русской земли между различными княжескими ветвями при соблюдении ее единства перед лицом внешней опасности». Так закончилась первая крупная междоусобица, охватившая чуть ли не всю Русскую землю. Память о ней нашла отражение и в известном памятнике древнерусской литературы – «Слове о полку Игореве»:

Тогда, при Олеге Гориславиче,

засевалось и прорастало усобицами,

Погибало достояние Даждьбожа внука;

в княжеских крамолах сокращались жизни людские.

Тогда по русской земле редко пахари покрикивали,

Но часто вороны граяли,

трупы между собою деля,

а галки свою речь говорили,

стремясь полететь на добычу.

Первые епископы Ростово-Суздальской земли

В 1337 году по заказу Суздальско-Нижегородского князя Дмитрия Константиновича была выполнена на пергамене летопись, сохранившаяся в единственном списке. Название свое она получила по имени переписчика – суздальского инока Лаврентия, а принадлежала летопись владимирскому Рождественскому монастырю. Потом летопись перешла к графу Мусину-Пушкину, со временем – к императору Александру III, который подарил ее Санкт-Петербургской публичной библиотеке.


Инок Лаврентий. Художник В. Важаев


В Лаврентьевской летописи Суздаль упоминается только в связи с крупным восстанием смердов (о чем говорилось выше), и упоминается не как новый, только что создающийся город, а уже как существующий. Причем Суздаль уже тогда являлся торгово-экономическим центром края. Возвращаясь же к монастырской колонизации Ростово-Суздальской земли, хотим напомнить читателю, что процесс христианизации Руси не следует понимать упрощенно. 988 й год считается годом Крещения Руси, но тогда крестились одни только киевляне. Последующий процесс Крещения Руси шел сложнее, дольше и не был единовременным свержением языческих кумиров и постройкой на их месте христианских храмов. Новгород был крещен в 989 году, и в отличие от Киева – мечом и огнем, так как новгородцы оказали сопротивление Добрыне и Путяте – воеводам равноапостольного князя Владимира Красное Солнышко.

Страница 11