Размер шрифта
-
+

Суть религиозно-философских учений - стр. 11


Теология Аристотеля.

«''Первопричина'' обладает рядом существенных характеристик и может быть описана следующим образом:

как бытие абсолютно простое, не состоящее из частей (цельное, монолитное), так как соединение частей должно было бы иметь причину;

как бытие неподвижное и неизменное, которое не может ничем быть сдвинуто, поскольку тогда не являлось бы первой причиной, и не может сдвинуть само себя, поскольку является абсолютно простым;

как бытие не материальное, выступающее чистой формой, чистой энергией, так как всё материальное изменчиво;

как бытие чисто духовное, как разум, поскольку в ином виде невозможно существование нематериальной формы;

как бытие единое и единственное, в противном случае не был бы единым мир;

как бытие необходимое, поскольку не содержит материи, которая, заключая в себе множество возможностей, составляет основу случайного;

как бытие совершенное, поскольку представляет собой чистую форму, разум, энергию.

Таким образом, мир несовершенный, зависимый и случайный указывает нам на необходимое, совершенное, независимое, абсолютное бытие.

Всущности ''первопричина'', будучи формой-целью, разумом, мыслью, которая мыслит самое себя, есть не что иное, как Бог. Отсюда отождествление Аристотелем ''первой'' философии с теологией.

Конечно, теология Аристотеля весьма специфична. Его Бог – ''бог философов'', безличное и универсальное мировое начало, и тем не менее характеристики, которыми он наделил свою ''первую причину'', в дальнейшем включаются в христианскую догматику как атрибуты Бога (4, стр. 104-105)».

«''Форма'' у Аристотеля – это деятельное начало, переводящее потенциальное бытие в дествительное, определяющее суть вещей. Всякая вещь в природе является результатом слияния формы и материи. Соединение материи и формы осуществляется посредством движения. Источник же этого движения – форма всех форм, чистая форма – неподвижен, един, деятелен. Суть деятельности божественного

перводвигателя состоит в мышлении как безграничной деятельности, не соединённой ни с чем материальным и в этом смысле являющейся полной осуществлённостью, то есть энтелехией. Бог или перводвигатель – конечная цель всех типов движения и всех форм жизни, присущих природе (1, стр.60)».


Учение о душе.

«В основу своего учения о душе Аристотель кладёт понятия формы и материи. Согласно Аристотелю, душа не есть самостоятельная, чисто духовная субстанция, как полагал Платон, но не является и телесной, как считал Демокрит. Душа, по Аристотелю, есть форма или энергия органического тела (по закону строения), следовательно, составлят с телом неразрывное единство: душа не может существовать без тела, а тело не может функционировать без оживляющей его души. Душа есть энергия органического тела, а стало быть является причиной самодвижения живого существа.

Страница 11