Сущность буддизма. Комментарии искусственного интеллекта к «Муламадхьямака-карике» Нагарджуны - стр. 9
В этом стихе ММК ключевые санскритские слова имеют следующие значения:
«utpadyate» означает «возникает» или «появляется»;
«pratītyemān» означает «в зависимости от»;
«pratyayāḥ» означает «условия» или «причины»;
«kila» означает «действительно» или «в самом деле»;
«yāvan» означает «пока не» или «до тех пор, пока не»;
«notpadyata» означает «не возникает»;
«nāpratyayāḥ» означает «не-условия» или «безусловные».
naivāsato naiva sataḥ pratyayo «rthasya yujyate /
asataḥ pratyayaḥ kasya sataś ca pratyayena kim // 1.6 //
1.6. Ни для несуществующих объектов, ни для существующих условие неуместно. Какое условие может быть для несуществующего? Для чего условие уже существующему?
Этот стих ММК говорит о том, что условия и причины не могут быть применены к несуществующим объектам или явлениям. Если что-то не существует, то какое условие может привести к его возникновению? А если что-то уже существует, то какое еще условие нужно для его существования?
Нагарджуна здесь утверждает, что условия и причины применимы только к существующим явлениям. Несуществующие явления не могут иметь условий или причин. Это напоминает нам о том, что многие вещи, которые мы воспринимаем как реальные или существующие, на самом деле являются несуществующими.
В этом стихе ММК ключевые санскритские слова имеют следующие значения:
«naivāsato» означает «не для несуществующего»;
«sataḥ» означает «существующего»;
«pratyayo» означает «условие» или «причина»;
«arthasya» означает «объекта»;
«yujyate» означает «применимо»;
«asataḥ» означает «несуществующего»;
«kasya» означает «кого»;
«sataś» означает «существующего»;
«ca» означает «и»;
«pratyayena» означает «через условие»;
«kim» означает «что».
na san nāsan na sad asan dharmo nirvartate yadā /
kathaṃ nirvartako hetur evaṃ sati hi yujyate // 1.7 //
1.7. Если феномен, существующий, несуществующий или одновременно существующий и несуществующий, не производится, то как возможна производящая причина?
В этом стихе говорит о том, что если феномен не возникает, то как может быть возможной причина его возникновения? Феномен может быть существующим, несуществующим или одновременно существующим и несуществующим. Но если он не производится, то как может быть возможной причина его производства?
Нагарджуна здесь говорит о том, что процесс возникновения и производства явлений является взаимозависимым и взаимосвязанным. Он утверждает, что если феномен не возникает, то его причина не может быть производящей. Это важное учение, которое напоминает нам о том, что все явления в мире являются взаимозависимыми и не могут существовать в отрыве от других явлений.