Размер шрифта
-
+

Сущность буддизма. Комментарии искусственного интеллекта к «Муламадхьямака-карике» Нагарджуны - стр. 82

Стих 1.1. поднимает вопрос о природе отношения между огнем и топливом и использует метафору огня и топлива для иллюстрации своей философской точки зрения. Давайте проанализируем ключевые слова и логику этого стиха.

«yad» – это условное «если».

«indhanaṃ» – огонь, топливо. Это первое ключевое слово в стихе, и оно вводит основную метафору, которая будет использоваться в дальнейшем для анализа.

«sa» – это местоимение, оно указывает на огонь как объект рассмотрения.

«ced» – это условное «если».

«agnir» – огонь. Это второе ключевое слово в стихе, оно является тем, с чем происходит сравнение.

«ekatvaṃ» – единость, единство. Это относится к состоянию, когда огонь и топливо рассматриваются как одно и то же.

«kartṛkarmaṇoḥ» – действующий и действие. Эти два слова указывают на аспекты деятельности или проявления огня и топлива.

«anyaś» – другой, отличный. Это указывает на возможность различения между огнем и топливом.

«ced» – это условное «если».

«indhanād» – от топлива. Это указывает на отношение между огнем и топливом.

«apy» – даже.

«ṛte» – без, отделенно от.

«bhavet» – мог бы существовать. Это относится к возможности существования огня без топлива.

Таким образом, стих говорит о том, что если бы огонь и топливо были одним и тем же, то действующий и действие огня были бы тождественными. Однако, если огонь и топливо отличались бы друг от друга, то огонь мог бы существовать без топлива. Огонь и топливо тесно связаны друг с другом и взаимозависимы. Если бы они были идентичными, то действие огня и топлива были бы одним и тем же, и не было бы возможности различать их. Однако, если огонь и топливо отличались бы друг от друга, то огонь мог бы существовать и без топлива, что указывает на их взаимную независимость.

nityapradīpta eva syād apradīpanahetukaḥ /

punarārambhavaiyarthyam evaṃ cākarmakaḥ sati // 10.2 //

10.2. Горение без причины привело бы к вечному горению. Более того, усилия по возжиганию были бы бессмысленными и не имеющими последствий.

Комментарий

Стих 10.2 обращается к понятию зависимого происхождения и иллюстрирует идею о том, что причинность и зависимость явлений являются относительными и не имеют абсолютной независимости или постоянства.

Ключевые слова и термины:

«nityapradīpta» (горение непрерывное) – указывает на идею о постоянстве или непрерывности горения.

«eva» (таким образом) – подчеркивает акцент на предыдущем термине «nityapradīpta» и устанавливает связь между горением без причины и вечным горением.

«syād» (стало быть) – указывает на логическое следствие из предыдущих утверждений.

Страница 82