Сущность буддизма. Комментарии искусственного интеллекта к «Муламадхьямака-карике» Нагарджуны - стр. 80
bhavanti yebhyas teṣv eṣa bhūteṣv api na vidyate // 9.10 //
9.10. Также нет «я» в тех элементах, благодаря которым происходит способность видеть, слух и прочее, а также ощущение и остальное.
Этот стих подчеркивает отсутствие постоянного и независимого «я» (анатман) в опыте восприятия и ощущениях. Автор указывает, что нет постоянного «я» (анатман) в элементах, которые позволяют нам видеть, слышать и ощущать, таких как органы чувств (глаза, уши и т. д.) и сами ощущения (ведана) и другие аспекты опыта.
Ключевые слова и термины, которые следует проанализировать:
darśana (видение) – это термин, относящийся к восприятию или видению. Здесь он указывает на процесс восприятия через органы чувств.
śravaṇa (слух) – это термин, относящийся к слуховому восприятию.
vedanā (ощущение) – это термин, относящийся к ощущениям, которые возникают в результате восприятия.
bhavanti (существуют) – это глагол, указывающий на наличие или существование.
bhūta (элементы) – это термин, относящийся к основным элементам опыта, таким как органы чувств и ощущения.
na vidyate (не существует) – это фраза, указывающая на отсутствие или отрицание существования.
Автор указывает, что если мы рассмотрим элементы, которые позволяют нам видеть, слышать и ощущать, то не найдем постоянного «я» в этих элементах. Он подчеркивает, что эти элементы существуют, но нет независимого и постоянного «я» внутри них. Таким образом, автор поддерживает концепцию пустотности (śūnyatā) и отсутствия постоянного «я» в опыте, что является одним из ключевых аспектов буддийской философии и учения Мадьямака.
darśanaśravaṇādīni vedanādīni cāpy atha /
na vidyate ced yasya sa na vidyanta imāny api // 9.11 //
9.11. Если нет того, кто наделен зрением, слухом и прочим, а также ощущениями и прочим, то тогда нет и их.
Ключевые слова и термины:
darśana – зрение, видение;
śravaṇa – слух, слышание;
ādīni – и другие, и так далее;
vedanā – ощущение, чувство;
api – также, и;
na vidyate – не существует;
ced yasya – если нет того, кто;
sa – тот;
na vidyanta – не существуют;
imāni – эти;
api – также.
Автор указывает на отсутствие независимой реальности или сущности, которая бы являлась источником зрения, слуха, ощущений и других аспектов опыта. Если нет такой независимой сущности, то и все эти аспекты опыта также не существуют. Автор призывает размышлять о них как о концептуальных конструкциях или проявлениях зависимого существования, не имеющих собственной реальности.
prāk ca yo darśanādibhyaḥ sāṃprataṃ cordhvam eva ca /
na vidyate ’sti nāstīti nivṛttās tatra kalpanāḥ // 9.12 //