Размер шрифта
-
+

Сущность буддизма. Комментарии искусственного интеллекта к «Муламадхьямака-карике» Нагарджуны - стр. 76

Затем Нагарджуна делает вывод, что для поддержания такой идеи о предсуществующей сущности необходимо установить существование (bhāva), которое предшествует зрению и другим ощущениям. Это противопоставляется его предыдущему утверждению о непостоянстве и отсутствии собственной сущности всех явлений, включая атман или личность.

darśanaśravaṇādibhyo vedanādibhya eva ca /

yaḥ prāg vyavasthito bhāvaḥ kena prajñapyate ’tha saḥ // 9.3 //

9.3. Если предполагается некая сущность, существующая раньше, чем зрение, слух и прочее, а также ощущение и прочее, то как она может быть распознана?

Комментарий

Этот стих продолжает рассуждения Нагарджуны о пустотности и взаимозависимости всех явлений. Он поднимает вопрос о возможности распознания сущности, которая предположительно существует до зрения, слуха и других ощущений.

Нагарджуна использует термины «darśana» (зрение), «śravaṇa» (слух) и «vedanā» (ощущение), чтобы обозначить различные виды восприятия или ощущений, которые мы обычно связываем с ощущаемым миром. Он также упоминает, что эти ощущения и восприятия могут быть расширены на другие виды ощущений и восприятий.

Затем Нагарджуна поднимает вопрос о существовании некой сущности, предшествующей этим ощущениям и восприятиям. Он указывает на то, что если такая сущность действительно предполагается, то как она может быть распознана или познана? Этот вопрос подразумевает логическую противоречивость идеи о существовании предшествующей сущности, которая не имеет связи с ощущениями и восприятиями.

vināpi darśanādīni yadi cāsau vyavasthitaḥ /

amūny api bhaviṣyanti vinā tena na saṃśayaḥ // 9.4 //

9.4. Если она пребывает без зрения и прочего, тогда, несомненно, и они смогут существовать без нее.

Комментарий

Этот стих также продолжает рассуждения Нагарджуны о пустотности и взаимозависимости всех явлений. Он указывает на то, что если эта некая сущность (которая была упомянута в предыдущем стихе) может существовать без зрения и других ощущений, то, безусловно, и зрение и другие ощущения также могут существовать без этой сущности.

Ключевые слова в этом стихе:

«vināpi» (без) – указывает на отсутствие или независимость от какой-либо сущности или явления.

«darśana» (зрение) – одно из ощущений, которое было упомянуто в предыдущем стихе.

«vyavasthitaḥ» (пребывает) – указывает на нахождение или существование чего-либо в определенном состоянии или месте.

«amūni» (они) – относится к зрению и другим ощущениям, упомянутым в предыдущем стихе.

«bhaviṣyanti» (смогут существовать) – указывает на будущее существование или возможность существования.

Страница 76