Размер шрифта
-
+

Сущность буддизма. Комментарии искусственного интеллекта к «Муламадхьямака-карике» Нагарджуны - стр. 71

Санскритские термины, такие как «sadasadbhūto» (не существующий и существующий) и «karma» (действие), имеют особое значение в буддийской философии. Они указывают на то, что мир и все явления в нем не являются постоянными и непреложными, а скорее являются проявлениями взаимозависимых и относительных факторов. Понимание этой концепции имеет глубокий этический и моральный аспект, поскольку нашими действиями мы можем влиять на будущее и наше собственное благосостояние, а также благосостояние других существ.

pratītya kārakaḥ karma taṃ pratītya ca kārakam /

karma pravartate nānyat paśyāmaḥ siddhikāraṇam // 8.12 //

8.12. Деятель зависим от действия, а действие зависимо от деятеля. Мы не найдем никакого другого основания для их установления.

Комментарий

Анализ слов:

pratītya – зависимо, через;

kārakaḥ – деятель;

karma – действие;

taṃ – это;

ca – и;

pratītya – зависимо, через;

kārakam – деятеля;

pravartate – происходит, осуществляется;

nānyat – никакого другого;

paśyāmaḥ – мы видим;

siddhikāraṇam – основание для установления.

Все явления в мире существуют только благодаря взаимодействию множества факторов и условий. Ни одно явление не существует изолированно или само по себе. Все они связаны в сложной сети причинно-следственных связей.

Так, «деятель» и «действие» являются примером таких взаимосвязанных явлений. Деятель возникает только в контексте действия, и действие имеет место только благодаря наличию деятеля. Они взаимозависимы и взаимно определяют друг друга.

Это понимание приводит к идее анатмана или «не-я». В буддизме утверждается, что нет независимого, неизменного «я» или «субъекта», который бы действовал независимо от других явлений. «Я» возникает как результат взаимодействия различных факторов и условий и не имеет самостоятельного существования.

Таким образом, мир представляет собой постоянно изменяющуюся сеть взаимосвязанных явлений. Это понимание может помочь осознать иллюзорность привычных представлений о себе и мире и привести к освобождению от страдания, согласно буддийской философии.

evaṃ vidyād upādānaṃ vyutsargād iti karmaṇaḥ /

kartuś ca karmakartṛbhyāṃ śeṣān bhāvān vibhāvayet // 8.13 //

8.13. Таким же образом через опровержение деятеля и действия, надо понимать и цепляние. Через анализ деятеля и действия следует воспринимать и все остальные явления.

Комментарий

Стих указывает на важность понимания принципа пустотности (śūnyatā) и отсутствия постоянного, независимого существа или действия в буддийской философии. Он говорит о том, что так же, как мы понимаем отсутствие реального деятеля и действия, мы также должны понимать и цепляние (упадана) или привязанность к мирским явлениям.

Страница 71