Сущность буддизма. Комментарии искусственного интеллекта к «Муламадхьямака-карике» Нагарджуны - стр. 70
«kārakaḥ» – деятель. Это термин, который обозначает субъект, осуществляющий действие или выполняющий роль в действии.
«karma» – действие или карма. Это понятие в буддийской философии означает действия, которые оставляют следы и имеют последствия.
«pūrvoktair eva hetubhiḥ» – из доводов, приведенных ранее. Это указывает на то, что данное учение основывается на предыдущих аргументах или доводах, которые были представлены ранее.
Из этого стиха можно сделать вывод, что в буддийской философии подчеркивается важность осознания реальности и истины при совершении действий. Несуществующие или нереальные действия не могут быть источником конструктивных результатов, и важно понимать связь между действиями и реальными условиями.
Также стих указывает на то, что предыдущие аргументы или доводы служат основой для данного учения, и подразумевает необходимость внимательного изучения и понимания философских концепций, связанных с действиями, кармой и реальностью в контексте буддийской философии.
karoti sadasadbhūto na san nāsac ca kārakaḥ /
karma tat tu vijānīyāt pūrvoktair eva hetubhiḥ // 8.11 //
8.11. Деятель, который не существует и существует, не совершает действия, существующего и несуществующего. Это должно быть понятно, ибо это следует из доводов, приведенных ранее.
Данный стих подчеркивает учение о взаимозависимости и взаимосвязи всех явлений в буддийской философии. Ключевые слова, которые требуют особого внимания в анализе этого стиха:
«karoti» (действует) – указывает на активность или деятельность, и подчеркивает роль действий в буддийской философии.
«sadasadbhūto» (не существующий и существующий) – указывает на то, что все явления и сущности в мире являются относительными и взаимозависимыми. Они могут существовать и не существовать одновременно, в зависимости от условий и контекста.
«karma» (действие) – относится к понятию кармы, которое в буддизме означает действия или поступки, которые оказывают влияние на будущие события и опыты.
«vijānīyāt» (должно быть понятно) – подчеркивает необходимость осознанного и глубокого понимания учений буддийской философии и их логических аргументов.
«pūrvoktair eva hetubhiḥ» (из доводов, приведенных ранее) – указывает на то, что это учение является продолжением или выводом из предыдущих доводов или аргументов.
Итак, стих говорит о том, что деятель, который существует и не существует одновременно, не совершает действия, которые существуют и не существуют. Это подчеркивает идею о нереальности или относительности всех явлений и действий в мире.