Размер шрифта
-
+

Сущность буддизма. Комментарии искусственного интеллекта к «Муламадхьямака-карике» Нагарджуны - стр. 7

Первый термин в этом стихе – «svato» – означает «из самих себя». То есть никакое явление не может возникнуть из самого себя, независимо от внешних условий. Второй термин – «parato» – означает «из других». Это означает, что никакое явление не может возникнуть от других явлений, без воздействия других внешних условий. Третий термин – «dvābhyāṃ» – означает «из себя и других». Это означает, что никакое явление не может возникнуть из сочетания своих собственных условий и внешних условий. Наконец, четвертый термин – «ahetutaḥ» – означает «без причины». То есть никакое явление не может возникнуть без явной причины.

Следует отметить, что Нагарджуна не отрицает само существование явлений, он отрицает их самостоятельное, абсолютное существование. По его мнению, явления существуют, но они существуют условно, в рамках сети взаимозависимых отношений.

catvāraḥ pratyayā hetur ārambaṇam anantaram /

tathaivādhipateyaṃ ca pratyayo nāsti pañcamaḥ // 1.2 //

1.2. [Оппонент] Есть четыре условия: причинное, объектное, непосредственно предшествующее, а также преобладающее. Пятого условия нет.

Комментарий

Этот стих содержит в себе ключевые термины буддийской философии, которые могут помочь нам понять, как мы взаимодействуем с миром вокруг нас.

Первая половина стиха говорит о четырех условиях, которые приводят к возникновению явлений. Они называются «причинными», «объектными», «непосредственно предшествующими» и «преобладающими». Примеры причинных условий включают семена, которые приводят к возникновению растений, а объектное условие может быть представлено светом, который мы видим. Непосредственно предшествующее условие может быть нашим предыдущим действием, а преобладающее условие может быть чем-то, что сильно влияет на наши мысли и действия, например, внешние обстоятельства.

Ключевыми санскритскими словами в этом стихе являются «pratyayā» (условие), «hetu» (причина), «ārambaṇam» (объект), «anantaram» (непосредственно предшествующее), «adhīpateyaṃ» (преобладающее) и «nāsti» (нет).

na hi svabhāvo bhāvānāṃ pratyayādiṣu vidyate /

avidyamāne svabhāve parabhāvo na vidyate // 1.3 //

1.3. [Нагарджуна] Самобытие явлений не обнаруживается в условиях. При отсутствии самобытия не обнаруживается и инобытие.

Комментарий

Ключевые слова:

«svabhāvа» означает «самобытие» или «самосуществование».

«bhāvānāṃ» означает «сущность» или «состояние».

«pratyayādiṣu» означает «условия».

«avidyamāne» означает «при отсутствии».

«parabhāvo» означает «зависимость от других».

Этот стих подчеркивает важность осознания того, что никакое явление не обладает своим собственным существованием, независимо от других факторов и условий, которые на него влияют. Все явления существуют взаимозависимо и обусловлены, и их существование зависит от многих других факторов и условий. Отсутствие понимания этого приводит к неправильному восприятию мира и созданию ложных представлений о реальности.

Страница 7