Размер шрифта
-
+

Судьба благоволит волящему. Святослав Бэлза

1

А.П. Сумарокову, кстати, русский читатель обязан также первой встречей с Именем Шекспира. Сю: Алексеев М.П. «Первое знакомство с Шекспиром в России. – В кн.: «Шекспир и русская культура». М., Л., 1965 г. С. 18

2

Карамзин Н.М. Избр. соч. в 2-х томах, т. 2. М. – Л., 1964. С. 64–65.

3

Радищев А.Н. Стихотворения. Л., 1953. С. 151.

4

Крылов И.А. Поли. собр. соч. Т. 1. М., 1944. С. 101. Интересно, что в одном из писем Крылова, которое датируется 1789 г., содержится следующая фраза: «Простите мне, милостивый государь, что я, как Санхо-Пансо, вмешиваю пословицы, причиною тому, что у меня на уме глупый Дон-Кишот…» (Там же. Т. 3. М., 1946. С. 335).

5

Гоголь Н.В. О Литературе. М., 1952. С. 229.

6

Белинский В.Г. Собр. соч. в 3-х томах. Т. 3. М., 1948. С. 739.

7

Державин К.Н. Сервантес. М., 1958. С. 608.

8

Сборник на 1838 год. СПб., 1838. С. 89–106.

9

См.: Мордовченко НИ. «Дон Кихот» в оценке Белинского. В сб.: Сервантес. Статьи и материалы. Л., 1948. С. 32–43.

10

Белинский В.Г. Поли. собр. соч. Т. 6. М., 1955. С. 34. Слова Белинского о том, что «каждый человек есть немножко Дон Кихот», невольно вызывают в памяти стихотворение Я.П. Полонского «Последний вывод» (1853):

Все прежние мечты, все страсти, все желанья,
Все равнодушие к тому, чего уж нет, —
Все вместе, как одно всецелое страданье,
Могло б в сердцах людей найти себе ответ…
Но я не жду его, я не прошу ответа;
И все, что скажут мне, я знаю наперед:
«Мы так же, как и ты, похожи на Гамлета;
Ты так же, как и мы, немножко Дон Кихот».

(Цит. по кн.: Полонский Я.П. Стихотворения. Л., 1957. С. 150).

11

А.В. Луначарскому принадлежит одна из наиболее глубоких в литературоведении характеристик творчества Сервантеса (см.: Луначарский А.В. История западноевропейской литературы в ее важнейших моментах. Ч. 1. М., 1924. С. 175–180). Луначарский подчеркивал, в частности, то, о чем забывают многие, – что своим романом испанский писатель «хоронил феодализм, но он хоронил его не просто. Он хохотал над этим феодализмом, но он и оплакивал его в его лучших чертах – в лучших рыцарских заветах». Луначарский является также автором пьесы «Освобожденный Дон Кихот» (1922) – первой драматургической трактовки романа Сервантеса в советскую эпоху (наиболее ранние известные русские драматургические произведения по мотивам «Дон Кихота» датируются еще началом XIX в. См.: Державин К.Н. «Дон Кихот» в русской драматургии. В сб.: Сервантес. Статьи и материалы. С. 124–148). Из числа более поздних пьес советских авторов, посвященных похождениям ламанчского рыцаря, наибольший интерес представляет «Дон Кихот» М.А. Булгакова. В настоящей работе заслуживает упоминания шедшая в 30-х годах нашего века трагикомедия Г. Чулкова «Дон Кихот», где для разграничения поэтического и прозаического планов действия пьесы автором был применен формальный прием: пользование стихотворной и обычной речью (см.: Чулков Г. Дон Кихот. Трагикомедия в четырех актах. М., 1935. 2-е изд., М. – Л., 1937).

12

Прийма Ф.Я. К «Заметкам С.-Петербургского Дон Кихота» Д.Д. Минаева. В сб.: Сервантес. Статьи и материалы. С. 209. Использование образа Дон Кихота в стихотворной публицистике встречается и в наши дни. См., наир.: Евтушенко Евг. Дон Кихот. В сб.: Взмах руки. М., 1962. С. 30–32.

13

Роллан Р. Собр. соч. в 14 томах. Т. 2. М., 1954. С. 11.

14

Цит. по кн.: Державин К.Н. Сервантес. М., 1958. С. 622 (курсив мой. – С. Б.).

15

Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 10 томах. Т. 6. М., 1957. С. 726.

16

Вспомним, кстати, что именно так – «новым Дон Кихотом» имел основания Белинский назвать и Чацкого в статье о «ГЪре от ума». См.: Белинский В.Г. Собр. соч. в 3-х томах. Т. 1. М., 1948. С. 512.

17

Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 10 томах. Т. 6. М., 1957. С. 215.

18

Там же. С. 282–283.

19

Интересно, что у Эллиса (Л.Л. Кобылинского) имеется большое стихотворение «Рыцарь бедный», написанное, очевидно, под впечатлением баллады Пушкина (см.: Эллис. Арго. М., 1914. С. 147). Там есть такие слова:

и слезы Дон Кихота

не твой ли удел?

20

Тургенев И.С. Поли. собр. соч. и писем. Сочинения. Т. 8. М. – Л., 1964. С. 173.

21

Помимо стихотворений, упоминаемых далее в тексте работы, можно назвать появившиеся в этот период «Дон Кихоту» Г. Сазонова (в кн.: Отраженные лилии. Пенза, 1911. С. 23) и «Дон Кихот» Н. Черкасова (в кн.: В ряды. СПб., 1914. С. 30), не отличающиеся, впрочем, художественными достоинствами.

22

Цит. по кн.: Поэты 1880-1890-х годов. М. – Л., 1964. С. 520–521.

23

Мережковский Д.С. Сервантес. В кн.: Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы. СПб., 1897. С. 184–185.

24

Иванов Вяч. По звездам. СПб., 1909. С. 91, 102.

25

Сологуб Ф. Демоны поэтов. В кн.: Сологуб Ф. Собр. соч. Т. 10. СПб.: Шиповник [б.д.]. С. 174–175. См. также ст.: Мечта Дон Кихота (С. 159–163).

26

Сологуб Ф. Стихотворения. М., 1939. С. 346.

27

Там же. М., 1939. С. 346.

28

О журнале Ларисы Рейснер см.: Соловей Э. «Рудин» // Нева. 1966. № 3. С. 183–185.

29

БлокА. Собр. соч. в восьми томах. Т. 1. М. С. 521. Высказывания Блока о Сервантесе см.: Т. 6. С. 367; Т. 7. С. 104; Т. 8. С. 392.

30

Горький М. О литературе. М., 1953. С. 521.

31

Самарская газета. 1897. 6 декабря. Цит. по ст.: Петрова М.Г. В школе Горького (О творчестве Скитальца). В кн.: Горьковские чтения 1964–1965. Вып. 9. М., 1966. Там же см. об очерке-аллегории Скитальца «Дон Кихот» («Рыцарь»).

32

Державин Г.Р. Стихотворения. М., 1958. С. 19. См. также: Алексеев М.П. Очерки истории испано-русских литературных отношений XVI–XIX вв. Л., 1964. С. 70.

33

Басню И.И. Дмитриева см. в кн.: Собрание образцовых русских сочинений и переводов в стихах. Ч. 3. СПб., 1815. С. 307–309. Приводимый отрывок из стихотворения Батюшкова цит. по кн.: Батюшков К.Н. Поли. собр. стихотворений. М. – Л., 1964. С. 144.

34

Однако даже после выступлений Белинского еще длительное время необходимо было вести борьбу с упрощенными толкованиями этого понятия. «Слово „донкихотство“ у нас равносильно со словом „нелепость“, – вынужден был, к примеру, констатировать в своей речи Тургенев, – между тем как в донкихотстве нам следовало бы признать высокое начало самопожертвования, только схваченное с комической стороны» (Тургенев И.С. Поли. собр. соч. и писем. Т. 8. С. 172).

С этой тургеневской трактовкой Дон Кихота перекликается стихотворение А.Н. Майкова «Мы выросли в суровой школе…» (1890):

Поэт той школы и закала,
Во всеоружии всегда,
В сей век Астарты и Ваала
Порой смешон, быть может… Да!
Его коня – равняют с клячей
И с Дон Кихотом – самого,
Но он в святой своей задаче
Уж не уступит ничего!
И пусть для всех погаснет небо,
И в тьме приволье все найдут,
И ради похоти и хлеба На все святое посягнут, —
Один он – с поднятым забралом —
На площади – пред всей толпой —
Швырнет Астартам и Ваалам
Перчатку с вызовом на бой.

(Цит. по кн.: Майков А.Н. Избр. произведения. Л., 1957. С. 256).

35

Цит. по кн.: Аполлон Григорьев. Стихотворения. Собрал и примечаниями снабдил Александр Блок. М., 1916. С. 435.

36

Фофанов К.М. Стихотворения и поэмы. М. – Л., 1962. С. 2.

37

Цит. по сб.: День поэзии. М., 1964. С. 21.

38

Чичибабин Б. Молодость. Стихи. М., 1963. С. 33.

39

Он пишет об этом в автобиографии «Я сам». См.: Маяковский В.В. Поли. собр. соч. Т. 1.М., 1955. С. 12.

40

Маяковский В.В. Избр. произведения. Т. 1. М.; Л., 1963. С. 106.

41

Маяковский В.В. Избр. произведения. Т. 1. М.; Л., 1963. С. 579.

42

Брюсов В. Неизданные стихи. М.; Л., 1928. С. 114.

43

Эренбург И. Трагедия Испании // Новый мир. 1947. № 12. С. 16.

44

Элъснер В. Вечер в деревне // Страны и люди. Тбилиси, 1957. С. 84.

45

Светлов М. Избр. произведения в 2-х томах. Т. 1. М., 1965. С. 1.

46

Они публиковались в «Известиях», «Литературной газете», «Ленинской правде», в журнале «30 дней». Интермедии «Говорит Война» и «Говорит Испания» вошли позже в книгу Н. Тихонова «Стихи и проза» (М., 1945. С. 77–82).

47

См.: Арго (А.М. Гольденберг). Осуждение Дон Кихота // Красная новь. 1938. № 2. С. 211–212.

48

Асеев Н. Наша профессия. В сб.: Лад. М., 1961. С. 48–49.

49

Перечислим названия некоторых наиболее интересных стихотворений о Дон Кихоте, появившихся только за последние годы: Астафьева Н. Ты моя Дульцинея… (В сб. «Кумачовый платок». М., 1965. С. 28–29); Поляков В. Дон Кихоты устриц не глотали… (Подъем. 1965. № 2); Бурсов И. Дон Кихот (В сб. творческих работ студентов Литин-ститута им. М. Горького «Голоса молодых». № 2 (8). С. 15); Сидоров В. Песня. По поводу самокритики (В сб. М., 1966. С. 55, 66); Григорьева Н. Дон Кихот. Дульцинея (В сб. «Планета». М., 1967. С. 48–50).

50

Ахматова А. Бег времени. М. – Л., 1965. С. 321.

51

Багрицкий Э. Собр. соч. в двух томах. Т. 1. М. – Л., 1938. С. 468.

52

Светлов М. Избр. произведения в 2-х томах. Т. 1. М., 1965. С. 99–101.

53

Маршак С. Дон Кихот. В сб.: Избранная лирика. М., 1962. С. 38–39.

54

Друнина Ю. Кто говорит, что умер Дон Кихот? В сб.: Ты – рядом. М., 1964. С. 14.

55

Окуджава Б. Баллада о донкихотах. В сб.: Острова. С. 33.

56

Антокольский 77. Дон Кихот. В сб.: Мастерская. М., 1958. С. 81. Интересно, что «Дон Кихот» Антокольского, напечатанный в сб. «Мастерская», является переработанным вариантом одноименного стихотворения, вошедшего еще в «Третью книгу» (М., 1927) поэта, где концепция образа была совершенно иной. В «Мастерской» Антокольский возвращается к стихотворению «Дон Кихот», впервые напечатанному тридцать лет назад. В сущности, он пишет его заново, сохраняя лишь стихотворный размер и несколько старых строк. Но любопытно, что теперь в образе Дон Кихота то, чего не видел прежде: мужество, энергия, деятельное стремление к правде. «Только одно напоследок осталось мужество у ветерана» – недаром дважды повторяются в новой редакции стихотворения. Но особенно любопытно другое. В старой редакции читаем: «Кончился отдых. Пора балаганить. Странствовать. Верить в неправду». В новой: «Будет герой бушевать, балаганить, странствовать, драться за правду». «Раньше Дон Кихот у Антокольского был во власти прекраснодушно-лживых представлений о том, что видел вокруг себя. Теперь он готов к борьбе за «торжество правды», – пишет Л. Левин в ст. «Четыре жизни» (К 70-летию со дня рождения П.Г. Антокольского). – Новый мир. 1966. № 6. С. 231. О творческой истории стихотворения «Дон Кихот» см. также высказывания самого П. Антокольского в журнале «Вопросы литературы». 1967. № 2. С. 117.

57

Вспоминаются строки Георгия Шенгели, прекрасного поэта и переводчика: И вдруг цирюльник подает мне тазик,

Свинцовый тазик с выемчатым краем,

Точь-в-точь такой, как Дон Кихот когда-то Взял вместо шлема в площадной цирюльне…

(Шенгели Г. Изразец. Четвертая книга стихов. Одесса, 1921. С. 29).

58

Верн Ж. Собр. соч. Т. 12. М., 1957. С. 660–661.

59

Моруа А. Три Дюма. М., 1962. С. 200.

60

Брандис Е. Жюль Верн. Жизнь и творчество. Л., 1968. С. 169.

61

Циолковский К. Труды по ракетной технике. М., 1947. С. 103.

62

Уоррен Р.П. Как работает поэт. М., 1988. С. 394.

63

Мироведение». 1928. № 3. С. 131.

64

Жюль-Верн Жан. Жюль Верн. М., 1978. С. 247.

Страница notes