Ступеньки творчества. Развивающие игры - стр. 12
Вот почему не удавалось научить говорить детей, выросших в логове животных, вот почему, наоборот, мы видим случаи высокого развития детей.
Один пример. Пятилетняя англичанка Верина Гринвей говорит и читает по-английски, по-французски и по-итальянски. Она пишет так же хорошо, как и десятилетние дети, и не делает при этом грамматических ошибок. По математике она знает наперед за три класса. Она плавает, играет на пианино, катается на коньках и танцует… Мать девочки убеждена, что большинство детей могут быть такими, как и ее дочь, если родители создадут для них определенные условия.
И создадут вовремя, добавим мы. Но если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования (накормлен, напоен, уложен спать), то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга. Лишая ребенка, по незнанию или в силу традиций, своевременного и полноценного развития в младенческом и дошкольном детстве, родители тем самым обрекают его на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат. И считают это нормальным!
Мы же считаем: надо начинать как можно раньше. Потому что первые годы жизни – самое благодатное время, когда разумные заботы папы и мамы дадут самые богатые плоды, которые останутся на всю жизнь и которые, при всем желании, нельзя столь же успешно вырастить позже.
Как надо развивать творческие способности
Итак, первое условие развития творческих способностей – раннее начало.
Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания, то есть с очень раннего, по современным представлениям, физического развития. А затем и раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа со всякими инструментами и материалами тоже дают толчки к развитию способностей, и самых разных.
Но когда именно начинать развитие самих творческих способностей? И как это делать?
Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется, ничего. Проходит пять, десять месяцев, и наступает момент: произнесено первое слово!
А условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее – они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали его, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно. Не по этой ли причине в семьях музыкантов, где ребенок с младенчества слышит музыку и очень рано пробует свои силы в этой области, дети, как правило, обладают высоко развитыми музыкальными способностями? А в семьях художников – изобразительными способностями, математиков – математическими и т. д.