Страшный суд: Православное учение - стр. 32
Глава 2
Второй бесконечный период загробной жизни. Блаженство души и тела. Вечная жизнь. Отличительный характер второго периода райской жизни
После воссоединения душ со своими воскресшими телами и после окончания Всеобщего Суда наступит второй период загробной нескончаемой жизни не только души, как было в первый период, но вечной жизни полного человека, состоящего из души и тела.
Второй период загробной жизни открывает нам два состояния душ – спасенных и осужденных, соединенных с их воскресшими телами или для вечной жизни, или для вечной смерти. Второй период загробной жизни есть дальнейшее и бесконечное развитие нравственного состояния души (или доброго, или злого), усвоенного ею еще на земле и с ней перешедшего в загробный мир.
С понятием о вечности неразлучно и понятие о вечной жизни. Если жизнь состоит в развитии, то оно может прекратиться только с окончанием жизни. Следовательно, райскую жизнь составляет вечное развитие в направлении только одного добра. Предметами деятельности ума, воли и сердца будет добро, истина, Бог. По окончании праведного Суда Божьего, который совершится над полным человеком, состоящим уже из духа, души и тела, наступит вечное бытие человека.
Невинному блаженному состоянию наших прародителей до их грехопадения соответствовала и окружающая их природа, ибо место, где они жили, было раем на земле. Ничто не нарушало их блаженства. Ничто не будет нарушать и блаженства спасенных в Царстве Небесном во втором периоде, на обновленной и измененной земле, ибо то зло, в котором лежит весь мир, истребится, и враг будет заключен с грешниками в геенне. Везде будут царить правда, мир и радость. Царство Небесное не имеет границ, как безграничен и Сам Бог, везде пребывающий. Обновленная земля с христианами и со всеми Ангелами на Небе составят Его Царство, в котором, по свидетельству апостолов Петра и Иоанна Богослова, будут уже не прежние, но новые небо и земля. Там будет царствовать Бог со Своими Ангелами и святыми, там не будет ничего, кроме правды, мира и радости, как было и в начале, до грехопадения Адама и Евы.
Итак, если блаженное жилище первых людей находилось в земном раю, то почему же земле невозможно быть жилищем спасенных в новом нескончаемом веке? Тем более что нынешние небо и земля со всеми своими красотами берутся даже Самим Словом Божиим в качестве образа, подобия, символа грядущих радостей жизни в Царстве славы. Да и сами тела наших прародителей, взятые из земли и одухотворенные, были предназначены для вечной жизни на земле. Рай, блаженное жилище безгрешных прародителей, был духовным для души и чувственным для тонкого, легкого тела.