Страшный суд: Православное учение - стр. 30
Из характера же второго периода открывается только то, что блаженство первого периода потеряно, а зло, которого совершенно не было в первом периоде, теперь в мире господствует уже так, что и само добро не остается без примеси зла.
Вот отличительное свойство второго периода бытия мира. С падением прародителей тотчас же изменилась в своих свойствах вся видимая природа: тело восстало на дух, земля изменила свое плодородие, а с изменением свойств земли, подпавшей проклятью, изменилась и атмосфера, изменились небо и земля, животные ополчились на своего бывшего царя…
Второе состояние мира, или второй период его бытия, имеет свой отличительный характер, противоположный первому. Однажды данная миру жизнь не отнята, но блаженная жизнь изменилась в жизнь плача и скорби. То, что составляло блаженство, отнято за нарушение закона. Это похоже на то, когда мы, своевольно разрушая здоровье, впадаем в болезнь. Духовно-нравственная и физическая природа человека тесно соединились одна с другой, составив одухотворенную плоть. Сейчас же, по словам апостола Павла, восстали части человека одна на другую: плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся (Гал. 5, 17). И человек часто делает не то, что хочет, а то, что ненавидит, исполняя волю тела и порабощая ему дух.
Когда две природы в человеке взаимно гармонично действуют одна на другую, тогда и физический мир пребывает в союзе, гармонии и во взаимном отношении с духовно-нравственным миром, то есть с его существами, как оживотворяемые одним и тем же Святым Духом, дающим жизнь всему миру. Изменения в нравственном мире влияют на видимый мир – физический. Во время страданий Богочеловека земля потряслась, церковная завеса разодралась надвое, камни распались, солнце померкло, воскресли многие умершие.
Расстройство нравственного мира дошло до своего предела и отразилось в видимой физической природе, во всемирном потопе, по свидетельству Слова Божьего. С падением прародителей начался второй период бытия мира. А затем стали происходить изменения и в физической природе, которые окончательно завершились во всемирном событии – потопе, полностью изменившем и землю, и небо, то есть атмосферу. После потопа прежних неба и земли не стало, вода изменила землю, а земля всегда находится в связи с атмосферой. Следовательно, изменилось и небо – атмосфера. И тогда явились, по слову апостола, нынешние небеса и земля, о которых уже нельзя сказать, что они «хороши весьма», ибо земля лишена благословения, проклята, а с землей враждуют и все воздушные стихии. Тогда очень сильно сократилась человеческая жизнь и ухудшились ее условия. Во втором периоде бытия мира измененные небо и земля названы апостолом Павлом