Страшный суд: Православное учение - стр. 25
Христиан будет судить Сам Иисус Христос. Верующие будут судимы по своим делам: всем нам (то есть христианам, и праведным и грешным) должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5, 10). Дела любви и милосердия одним откроют дверь в Царство Небесное, уготованное для них от вечности. А другим, знающим Заповеди Божии, но пренебрегшим ими, объявится наказание, и они пойдут в вечную муку.
И тогда Господь поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую (Мф. 25, 33), то есть Он отделит праведных от грешных. Правая сторона, по слову Господа Иисуса Христа, есть место для благословенных, место для детей Божиих, наследников Царства Небесного. А левая сторона – место для отверженных, потому что они сами добровольно отверглись уготованных для человека благ в его загробной жизни.
Потом Иисус Христос обратится к стоящим по правую сторону и произнесет приговор вечной участи: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира за ваши добрые дела на земле. Ваши дела прямо относятся ко Мне потому, что вы их делали Моим младшим братьям. Вы кормили голодных, поили жаждущих, принимали странников, одевали имеющих в этом нужду, посещали больных и находящихся в темницах.
Господь от вечности предвидел действия людей, и потому соответственно их поступкам от вечности же определил и награду и наказание. За добрые дела – жизнь, Царство Небесное, а за злые – смерть и вечное мучение.
Истинных христиан, Своих последователей, Иисус Христос называет Своими братьями: кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12, 50). Об этом признании Иисусом Христом Своих верных рабов братьями свидетельствует и апостол Павел: ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя (Евр. 2, 11–12). Единение Господа со Своими истинными последователями есть единение самое тесное – это единение веры и любви. Поэтому все, сделанное нами для ближних, Господь относит к Себе и награждает как бы за сделанное Ему Самому: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40); кто принимает вас, принимает Меня (Мф. 10, 40).
Потом Он обратится к христианам-грешникам, стоящим по левую сторону, и скажет: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его (Мф. 25, 41), за то, что вы не имели живой веры и деятельной любви. В речи, обращенной к праведным и к осужденным, Спаситель уже ничего не говорит о вере, потому что вера здесь показана делами. Следовательно, дела веры одних оправдают, а других осудят. Дела любви и милосердия оправдают стоящих по правую сторону, а отсутствие этих дел осудит на вечный огонь стоящих по левую сторону.