Страшный суд: Православное учение - стр. 27
Обновление мира совершится в последний день с помощью огня, так что на новом небе и на новой земле уже не останется ничего греховного, а будет жить одна правда. За изменением человека немедленно последует и изменение природы, и будут тогда новая земля и новое небо, по свидетельству Самого Творца неба и земли, их создавшего и могущего их изменить по их назначению: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 18). Из слов Самого Господа Иисуса Христа видно, что нынешние небо и земля только прейдут, но не уничтожатся, что подтверждает и апостол Петр, говоря: мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Петр. 3, 13). И Иоанн Богослов говорит: и увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали (Откр. 21, 1).
Точно так же учили о конце мира и все учителя Церкви. Святой Ириней писал: «Не сущность и не вещество творения упраздняется, ибо истинен и силен Тот, Кто устроил его, но переходит образ мира этого, то есть то, в чем произошло расстройство… Когда же перейдет этот образ, и человек обновится и восстанет для нетления, тогда явится новое небо и новая земля».
Святитель Кирилл Иерусалимский писал: «Придет с небес Господь наш Иисус Христос, придет со славой при кончине этого мира в последний день. Ибо будет кончина мира сего, и сотворенный мир обновится. Поскольку разврат, воровство, блуд крайне распространились, а кровопролитие следует за кровопролитием, то чтобы эта чудная обитель всего живого не осталась навсегда исполненной беззаконий, падет этот мир, дабы снова явиться лучшим…
Уберет Господь небеса не для того, чтобы истребить их, но чтобы опять явить их в лучшем виде. Послушай слова пророка Давида: в начале Ты, Господи, землю основал, и небеса – дело рук Твоих. Они погибнут, Ты же пребываешь… Но скажет кто-либо, почему он говорит ясно: «погибнут»? Это видно из следующих слов: и все, как одежды, обветшает и, как одежды, изменено будет. Ведь и о человеке говорится, что он погибает, хотя мы понимаем, что если он праведный, то его ожидает воскресение. Точно так мы ожидаем подобного воскресения и для неба».
Святитель Василий Великий говорил: «Начавшееся со временем, по всей необходимости, и окончится во времени. Если имеет начало временное, то не сомневайся о конце… Но они (ученые язычники) не нашли одного из всех способов, как уразуметь Бога, Творца вселенной и праведного Судью, воздающего каждому достойно по делам, и как вместить в уме вытекающую из понятия о Суде мысль о скончании, потому что миру необходимо измениться, если и состояние душ перейдет в другой род жизни. Ибо как настоящая жизнь имеет качества, сродные этому миру, так и будущее существование наших душ получит жребий, свойственный своему состоянию».