Размер шрифта
-
+

Страны Белого Слона. Правда и вымыслы - стр. 29

[11] занимаются земледелием и охотой, но наибольшую прибыль им приносит контрабандная торговля с Индией и Китаем. Все бирманские тибетцы придерживаются учения тибетской буддийской церкви ньингма.


15 сентября 1996 г. высочайшая вершина Бирмы/Мьянмы была впервые покорена альпинистами. Одним из них был тибетец Ньима Гьялцен – уроженец са́мой северной бирманской деревни Тэхаундан, другим – японский альпинист Такаси Одзаки (1951 г. – 14 мая 2011 г. – погиб при восхождении на Эверест). Столь позднее покорение отнюдь не самой высокой вершины Гималаев связано с тем, что север Бирмы был открыт для посещения иностранцев только в 1993 г. Несмотря на то что данная гора не самая высокая из гималайских вершин, она тем не менее является одной из самых сложных в мире гор по восхождению.

В начале XXI в. появились данные о том, что Кхакабо Рази не самая высокая гора Юго-Восточной Азии. Статус высочайшей вершины региона оспаривается соседним пиком Гамланг Рази, который, по некоторым данным, выше первой вершины на несколько десятков метров.

В тесном соседстве с местными тибетцами проживают также родственные им раванги и тароны. Несмотря на близкое родство с тибетцами, раванги в основном христиане-баптисты, а тароны – язычники. В отличие от здешних тибетцев, эти племена заняты рисосеянием (поскольку живут ниже по высоте над уровнем моря), а также в местной промышленности (валка леса, добыча золота и нефрита).

С ноября 1998 г. территория северной Бирмы/Мьянмы у подножия горы Кхакабо Рази, включая места проживания бирманских тибетцев, является крупнейшим национальным парком страны площадью 3810 км>2.

30 «Бирманцы жестоко угнетают национальные меньшинства»

«Ленин бомбу заложил под российскую государственность – сапёр на разминировании!»

(Интернет-мем)

Как показывает мировой опыт, все разговоры на тему угнетения тех или иных национальных меньшинств в основе своей преследуют цель нанесения вреда тому государству, которое якобы «прессует» те или иные малые народности на своей территории. При этом за кадром остаются реальные случаи угнетения тех или иных народностей, имеющие место в некоторых странах. Эта данность применима и к Бирме/Мьянме.

Безусловно, национальный вопрос является чувствительной темой для страны, где национальные меньшинства составляют порядка 25–30 % от общей численности населения и составляют большинство такового практически во всех приграничных областях, тогда как государствообразующий этнос – бирманцы, – напротив, преобладает в центре и на юге Бирмы/Мьянмы. Однако нельзя сказать, что представители малых народов каким-либо образом дискриминируются. Автор этих строк несколько раз бывал в Бирме/Мьянме, причём в разных частях страны, в т. ч. и в тех, где преобладает небирманское население, и должен признать, что особой дискриминации не наблюдается. Всего в Бирме/Мьянме признано существование 135 этнических групп в качестве коренных народов страны. Наиболее крупные из них в порядке убывания численности после собственно бирманцев – шаны, карены, моны, кая, качины, чины – населяют территории штатов, по своему статусу напоминающие республики в Российской Федерации (далее – РФ), тогда как территории, населённые преимущественно этническими бирманцами, выделены в провинции. Наряду со штатами имеются и т. н. «самоуправляющиеся территории» – что-то типа автономных округов в РФ, – которые выделены как на территории штатов, так и на территории провинций. Фактический статус этих самоуправляющихся территорий довольно различный. Например, есть «автономные округа» типа Самоуправляющейся территории племён нага, расположенной вдоль границы с Индией в провинции Сагайн на северо-западе Бирмы/Мьянмы, до которой, похоже, никому нет дела, а есть Самоуправляющаяся территория племени ва в штате Шан на северо-востоке Бирмы/Мьянмы, которая фактически является отдельным непризнанным государством.

Страница 29