Сторителлинг. Девять шагов к вашей лучшей истории - стр. 4
История как метафора
Вот и пришло время сказать обязательную «пару слов» о той самой «волшебной силе историй». Поскольку о ней не рассказал ещё, разве что, самый ленивый, ограничусь только самым главным и важным.
Итак, сейчас уже, наверное, ни для кого не секрет, что человек очень по-разному воспринимает поступающую информацию. Один и тот же смысл, переданный через сухие «рациональные» выкладки и в виде увлекательной истории, в первом случае потребует серьёзного и, возможно, долгого осмысления, а во втором – зайдёт, что называется, как к себе домой. Этому есть вполне простое объяснение.
Наша психика состоит из трёх основных отделов: сознательная часть (назовём её, для краткости, сознание), подсознание и бессознательное. Сознание это наша рациональная составляющая. Здесь находится вся логика, всё наше «здесь и сейчас». Подсознание это, по сути, система фильтров, которую должна преодолеть поступающая информация прежде чем будет принята нами окончательно или, наоборот, выдана в мир. Фильтры очень разные и состоят из наших убеждений, страхов, ценностей и т. д. А бессознательное это наша хаотично-эмоциональная часть, в которой происходит самая бурная мыслительная деятельность, хранится личный опыт и, по ряду теорий, даже опыт общечеловеческий в том или ином виде.
Фишка в том, что бессознательное, являясь могучей силой, оперирует сугубо простыми причинно-следственными связями и простыми же образами. Отсюда, например, тезис, что человек не воспринимает частицу «не» – он-то её воспринимает, но только на сознательном уровне. А потом нужно эту информацию (с частицей «не») перевести на язык образов. Ну-ка, представьте себе образ с частицей «не»! Вот то-то же! Как минимум, задача трудная, а в ряде случаев попросту невыполнимая. Если же речь идёт о более сложных речевых конструкциях и смыслах, то степень погрешности и потери информации увеличивается в разы. Как же быть?!
А вот как – говорить с бессознательным на его языке! Он мыслит сугубо образами и эмоциями, так и давайте ему образы и эмоции. Собственно, любая история, хоть анекдот на три минуты, хоть роман на десять томов, является тем самым набором образов и эмоций. В идеале, ещё и предельно простыми для понимания причинно-следственными связями (та самая мотивация персонажей, как вариант). Главное не путайте «простые» и «примитивные».
Если представить нашу психику в виде дома (или хижины в лесу из классических ужастиков, тут уж кому что ближе), то жилые помещения это сознание, подвал и прочие бункеры это бессознательное это бессознательное, а узкая лестница, ведущая в подземелья это подсознание. Вот и думайте, насколько удобно по этой лестнице спускаться в подвал за разными нужными вещами и возвращаться обратно.