Стоики побеждают. Ментальные тренировки для преодоления жизненных трудностей - стр. 9
В главе «Ясное представление» мы рассмотрим основные страсти и эмоции, которые необходимо усмирять, и покажем, как не стать их рабом.
Стоики также напоминали, что между внешним событием и внутренней реакцией находится наше представление. Именно представление определяет, как мы интерпретируем событие: плохое оно или хорошее. Изменяя представления, мы изменяем эмоциональную реакцию. Пришло время познакомить вас с дихотомией контроля.
Дихотомия контроля
В жизни прежде всего нужно ясно различать то, что находится в моей власти, и то, что не зависит от меня.
Эпиктет
Мудрого человека более заботят его намерения, а не результаты. Намерения находятся в нашей власти, исход же определяет судьба.
Сенека
«Краткое руководство к нравственной жизни» Эпиктета начинается с объяснения так называемой дихотомии контроля, которая отделяет то, что мы можем контролировать, от того, что нам неподконтрольно. Это базовый принцип стоицизма, и его практическую значимость трудно переоценить. Когда мы ставим свое благополучие в зависимость от вещей, которые нам неподвластны, то обрекаем себя на вечную неудовлетворенность.
И что же, по мнению Эпиктета, находится в нашей власти? Только наши представления и действия.
Что же вне нашей власти? Все остальное. Эпиктет относит сюда и наше тело, и имущество, и репутацию. Таким образом, ни от чего этого наше счастье не должно зависеть.
Значит ли это, что у нас нет контроля над собственным телом и здоровьем? И да, и нет. В какой-то мере контроль имеется, ведь мы, например, сами решаем, что нам есть и сколько двигаться, но никто из нас не застрахован от несчастных случаев и болезней.
Некоторые современные авторы предлагают концепцию трихотомии контроля, разделяя подконтрольное полностью, подконтрольное частично и полностью неподконтрольное.
Вместе с тем при ближайшем рассмотрении можно обнаружить, что те вещи, которые частично нам подвластны (например, здоровье), тоже делятся на две группы: мы можем контролировать свои действия (или попытки), но не их результат.
Один из важнейших уроков стоицизма – это концентрация усилий на том, что от нас зависит. Переживания из-за вещей, которые от нас не зависят, приводят лишь к тревоге и фрустрации.
Чтобы было яснее, обратимся к аналогии Цицерона с лучником. Если лучник хочет точно попадать в цель, он может использовать множество вещей, которые находятся в его власти. Например, он может решить, сколько часов тренироваться, каким луком пользоваться, а когда придет время, насколько сильно натянуть тетиву и как прицелиться. Но после того, как стрела выпущена, он уже ничего не может сделать. От него больше ничего не зависит. Порыв ветра может изменить курс стрелы или сдвинуть мишень, но лучник об этом уже не заботится, потому что это за пределами его власти.