Размер шрифта
-
+

Сто великих речей - стр. 23

«В этом отрывке… Катон защищал родосцев прежде всего как сенатор, как бывший консул и как цензор, пекущийся об интересах государства, требующих сохранить дружбу с родосцами, а не только как адвокат, выступающий за обвиняемых» (Т.И. Кузнецова, И.П. Стрельникова).

Обращаясь к римским сенаторам, оратор вопрошал: «И если несправедливо награждать почестью того, кто заявляет, что он хотел совершить благое дело, но не совершил, то поставим ли мы в вину родосцам не то, что они плохо поступили, но то, что они, как говорят, хотели плохо поступить?» Не надо, однако, забывать, что, задавая этот вопрос, Катон сам нередко уничтожал своих противников именно за то, что они, по его мнению, только «хотели плохо поступить». Так, например, узнав об усилении мощи Карфагена, Катон все свои выступления в сенате завершал фразой: «Ceterum censeo Carthaginem esse delendam» – «Карфаген должен быть уничтожен». И этот призыв был услышан: римляне разрушили Карфаген, правда, уже после смерти оратора. Что же касается взаимоотношений Рима и Родоса, речь Катона охладила воинственный пыл сенаторов-«ястребов» и сохранила мир между этими государствами.

P.S. Речь «За родосцев» современна и сегодня. Уже не одну сотню лет западные политики, зарясь на богатства России, в своих нападках тщатся убедить весь мир, что Россия якобы «хочет плохо поступить» с ними. Нет на них своего Катона. Впрочем, есть Катон древнеримский.

Речи народных трибунов Гракхов – Тиберия и Гая (II в. до н. э.)

Выходцы из знатного плебейского рода Семпрониев, внуки стратега Сципиона Африканского, победителя Ганнибала во Второй Пунической войне – народные трибуны братья Гракхи, Тиберий (ок. 163–133 гг. до н. э.) и Гай (ок. 153–121 гг. до н. э.), прославились проведением аграрной реформы, ограничившей землевладение богатых римлян. Относившиеся к нобилитету (политической элите Римской республики), Гракхи встали на сторону бедноты и выступили против сенатского большинства. Гибель обоих братьев от рук врагов их реформ стала прологом эпохи гражданских войн в Риме. Популярности Гракхов в народе чрезвычайно способствовало их высокое ораторское искусство. По мнению Плутарха, Тиберий и Гай были одними из самых красноречивых римских ораторов.


В истории Древнего Рима Тиберий и Гай Гракхи идут одной строкой. Их жизни, дела и речи слились в один неразрывный образ: братья Гракхи. От речей Тиберия и Гая остались лишь фрагменты в пересказах античных авторов, прежде всего Плутарха, Цицерона, Авла Геллия. Судьба Гракхов продемонстрировала хамелеонскую сущность любой демократии, зыбкость и продажность народной любви к своим избранникам.

Страница 23