Сто великих речей - стр. 22
Историю речи Катона «За родосцев», от которой остались лишь фрагменты, как и от остальных выступлений Катона, можно найти в монографии Т.И. Кузнецовой и И.П. Стрельниковой «Ораторское искусство в Древнем Риме».
Во время Третьей Македонской войны (171–168 гг. до н. э.) между Римом и Македонией власти острова Родос, не желая вмешиваться в дела соседей и становиться ни на одну из сторон конфликта, всячески пытались примирить македонского царя Персея и римлян, но это им не удалось. После сокрушительного поражения македонцев в битве при Пидне, царь Персей попал в плен, а римляне, воодушевленные победой, хотели с ходу покончить и с Родосом, который хоть и не был врагом Рима, но и в друзьях не значился. Родосцы же славились своим богатством и были лакомым куском для римских вояк. Когда римляне обвинили родосцев якобы в поддержке Персея, тем ничего не оставалось, как прислать в Рим послов – просить у римлян прощения. Сенат же был настроен весьма агрессивно, и, казалось, войны Рима с Родосом не избежать. Этому помешал сенатор Катон в 167 г. до н. э.
Катон выступил в сенате в защиту родосцев и против войны с ними. «Я знаю, – начал он свою речь, – что у многих людей в… благоприятных обстоятельствах обычно… усиливается гордость и высокомерие… Несчастье смиряет и учит тому, что нам следует делать… Вот почему я особенно настаиваю и советую отложить это дело на несколько дней, пока мы не придем в себя от столь великой радости».
Оратор психологически точно выверял свои словесные удары. К тому же речь Катона, несмотря на всю ее серьезность, была насыщена иронией в адрес римлян. Сенаторы упрекали родосцев в высокомерии, на что Катон возразил: «Говорят, что родосцы высокомерны. Такое обвинение я менее всего желал бы услышать по отношению к себе и своим детям. Но пусть они будут высокомерны. Что же нам до этого? Неужели вы сердитесь на то, что есть кто-то более высокомерный, чем вы?»
Катон выступает перед римским сенатом. Рисунок XIX в.
Катон совершал виртуозные переходы от обвинений родосцев к их защите. «Я тоже думаю, что родосцы не желали, чтобы мы окончили войну так, как она окончена, и чтобы мы победили царя Персея. Но этого не желали не только родосцы, не желали этого, я думаю, многие народы и племена; и я не знаю, не было ли среди родосцев таких, которые не желали нашей победы не только ради нашего бесчестия, но также из опасения… сделаться нашими рабами. Ради своей свободы, думаю, они держались такого мнения. Родосцы, однако, никогда не помогали Персею от имени государства».