Становление кыргызской государственности в переходный период - стр. 6
В конце XIX – первой половине XX в. теоретически обосновывалась и практически использовалась классовая концепция происхождения государства. Еще Т. Мор утверждал, что государство есть заговор богатых против бедных. Классовую концепцию отстаивали и развивали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Они исходили из того, что государство появилось в результате возникновения частной собственности, разделения общества на антагонистические классы. Правда, уже К. Маркс признавал, что государство есть не только диктатура, машина принуждения и подавления, оно отвечает и за выполнение общих дел, вытекающих из природы любого общества: строительство дорог, оросительных систем, защита границ, поддержание порядка и т. п. Современные научные теории не отрицают важного влияния экономических и социально-классовых отношений на формирование государственности, но и не абсолютизируют роль частной собственности и классов.
Очевидно, не следует однозначно отвергать и другие теории происхождения государства. Исповедуемые ими факторы не могли не влиять на развитие общества, в том числе и на возникновение государственности. Вместе с тем современная политология предлагает свой взгляд на происхождение государства и при этом исходит из того, что государство возникло в результате определенных процессов, происходивших внутри первобытно-общинного общества, и связано прежде всего с развитием общественного производства (2). По данным науки, прежде всего археологии, 10–12 тысяч лет тому назад начался переход от собирательства к производству (скотоводству и земледелию), а поскольку этот переход произошел в период позднего неолита, то он получил название неолитической революции.
Главным следствием неолитической революции явился рост богатства. На этой основе возникает регулярный обмен между племенами. Излишек продукта создавал возможность привлечения дополнительной рабочей силы, требующейся для содержания скота и обработки земли. Такую рабочую силу доставляла прежде всего война – военнопленных стали обращать в рабов, вследствие чего возникло разделение общества на господ и рабов. Хотя в некоторых ранних государствах институт рабства не получил классического развития, там применялись другие (в том числе и экономические) рычаги принуждения.
Вследствие развития производства, обмена, необходимости защиты своих территорий и населения от агрессивных устремлений соседних племен появляются аппарат управляющих производством, купцы, воины, а позже – ремесленники. Таким образом, производящее хозяйство вело к общественному разделению труда.