Становление кыргызской государственности в переходный период - стр. 8
Таким образом, развитие производительных сил и общественное разделение труда, социальная дифференциация, распад родовой общины и ее преобразования в соседскую, переход к территориальной организации населения, учащение войн, усиление военной организаций племен, воздействие религии содействовали разложению первобытно-общинного строя и преобразованию родо-племенной власти в государство (4).
Что же собой представляет государство? Сразу же оговоримся, что в понимании сущности государства в научной литературе имеется несколько подходов. Так, нормативный подход рассматривает государство как совокупность норм, регулирующих поведение граждан, политические отношения. Институциональный подход понимает государство как институт власти, имеющий сложную природу и существующий в форме иерархической структуры. Социологический подход рассматривает государство с позиций социальной дифференциации общества, классовых отношений, где оно выступает орудием классового господства. Юридический подход видит основание государства в правах народов и связывает власть с правами человека, а само государство рассматривает как правовую форму организации и функционирования политической власти (5).
По нашему мнению, чтобы понять сущность государства, необходимо определить его признаки. Обобщая имеющиеся в политологической, юридической, исторической литературе классификации признаков государства, их можно свести к следующим.
1. Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию. Постоянное население данной территории имеет, как правило, устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой как внутри страны, так и за ее пределами.
Заметим сразу же, что в политологии имеется и несколько иная точка зрения относительно населения. Опираясь на юридическое понимание сущности государства и признавая население одним из его признаков, она полагает, что речь должна идти не вообще о населении как таковом, а о народе как этнической общности, как нации, имеющей право на политическое самоопределение (6). Думается, что здесь мы имеем дело с определенным осовремениванием понятий. Очевидно, это правомерно по отношению к современным этносам, осознавшим себя как нация и стремящихся к самоопределению. Но если смотреть на эти понятия в исторической ретроспективе, когда государства только складывались, то вести речь о политической нации, о ее праве на самоопределение считаем не совсем корректным.
2. Государство существует на определенной территории, на которую распространяется его юрисдикция, а власть и законы имеют обязательный характер для всех граждан и институтов. Территорию государства определяют границы с другими государствами, устанавливаемые на основе двусторонних и многосторонних договоров.