Размер шрифта
-
+

Становление этнопедагогики России - стр. 34

4. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению. – М.:Рольф, 2000,– 384 с.

5. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало./ Сост. А.И. Куркчи. – М.: Институт ДИ-ДИК, 1993.-544 с.

6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Книга, 1991. – 573 с.

7. Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах: Справочное учебное пособие. – М.: Щит-М, 1999.

8. Ратцель Ф. Народоведение (Антропогеография) // Классика геополитики, XIX век. – М., 2003.

9. Тишков В.А. Реквием по этносу. Исследования по социально культурной антропологии. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 2003. – 368 с.

Раздел II

История зарубежной этнопедагогики

Тема 1. Научные и практические предпосылки зарождения и развития этнопедагогической мысли

1.1. Социокультурные условия зарождения и развития этнопедагогической мысли.

1.2. Роль антропологических предпосылок в возникновении воспитания и зарождения этнопедагогической мысли.

1.3. Этнологические предпосылки зарождения этнопедагогической мысли.

1.4. Историко-педагогические предпосылки развития этнопедагогической мысли.


Ключевые понятия: антропологические, этнологические, историко-педагогические предпосылки; этапы становления этнопедагогики, научная педагогика.

1.1 Социокультурные условия зарождения и развития этнопедагогической мысли

Воспитание, как общественное явление, зародилось в глубокой древности. До появления первых форм государственности и первых научных обобщений оно было по своей сути родовым, семейным, равным для всех. Это было коллективное педагогическое творчество всего народа, нашедшее свое выражение в народной педагогике. «Философские учения, язык, религия, традиции, фольклор, то есть все, что характеризует культуру современных народов – есть продукт их длительного исторического развития.

Социальная и этническая история не подменяют друг друга, а дополняют наше представление о процессах, проходящих на поверхности Земли, где сочетаются «история природы и история людей».[40]

Этнопедагогика есть особая междисциплинарная отрасль научно-педагогического знания, органично и естественно связанная с историей различных типов этнических общностей. Это положение позволяет раскрыть научно-практические предпосылки эволюции и развития этнопедагогики.

Под предпосылками обычно понимают предварительное условие чего-нибудь. Для понимания сути этнопедагогики необходимо понять, что стало причиной зарождения этнопедагогической мысли, какие условия повлияли на ее становление. Эти предпосылки являются общими как для зарубежной этнопедагогики, так и русской.

Страница 34