Размер шрифта
-
+

Сталин. Генералиссимус Великой Победы - стр. 5

Однако авторитет родителей поддерживался не только наказаниями. Уважение родителей, старших по возрасту, давних предков демонстрировалось каждодневно. Сталин сохранил такое отношение к своим родителям на всю жизнь. Поэтому, когда писатель Эмиль Людвиг в беседе со Сталиным высказал предположение о том, что на его вступление в революционную борьбу повлияло «плохое обращение со стороны родителей», он не поддержал его. Родители и их методы воспитания оставались вне критики для него в течение всей жизни, а потому он ответил: «Нет. Мои родители были необразованные люди, но обращались со мной совсем не плохо».

Воспитанник народной культуры знает, что родителей и родину не выбирают и единственно возможным отношением к ним может быть лишь беззаветная любовь и преданность. А такое отношение предполагает также высокую требовательность к себе и готовность к самопожертвованию во имя исполнения долга перед семьей, общиной или родным краем. Эти качества, характерные для традиционной культуры, были закалены в сынах Грузии в силу особых исторических условий.

С детства ему рассказывали легенды о героической и многострадальной истории Грузии. Он узнал, что как-то грузинская земля перестала родить хлеб. Тогда люди попытались отмыть ее от крови, которой она пропиталась. Однако когда они отмыли землю от крови, то остались лишь голые камни, так как вся земля Грузии пропитана кровью.

Позже он узнал о том, как мирная жизнь Грузии не раз нарушалась вторжениями иноземцев и кровавыми распрями местных феодалов. В VI–IX веках Грузия оказывалась под властью то Византии, то Персии, то Арабского халифата. В 627 году в Грузию вторглись союзники Византии – хазары. Во второй четверти XIII века Грузия была покорена татаро-монголами. Нашествие Тимура во второй половине XIV века особенно жестоко разорило страну и сопровождалось распадом Грузии на отдельные царства и княжества. Это обстоятельство благоприятствовало вторжению Ирана и Турции. Лишь упорная борьба грузинского народа под руководством Диди-Моурави (великого полководца) Георгия Саакадзе против иноземных захватчиков предотвратила гибель страны.

Позже он узнал о древности грузинской культуры, сложившейся в то время, когда многие народы Европы еще были неграмотными варварами и вели кочевой или полукочевой образ жизни. Первые христианские церкви здесь появились в III–IV веках н. э. Оригинальная грузинская письменность была создана, по крайней мере, в V веке н. э. Становление грузинской культуры связано с деятельностью выдающегося государя Вахтанга I Горгосала (2-я половина V века), при котором Грузия освободилась от вассальной зависимости от Ирана. Даже через много веков грузины с огромным уважением вспоминали великие дела этого правителя, а также царя Давида Строителя (1089–1125), объединившего страну и расширившего ее пределы, царя Георгия III (1156–1184) и царицы Тамар (известную в России под именем Тамары) (1184–1213), деятельность которых способствовала хозяйственному и культурному расцвету Грузии.

Страница 5