Справочник школьника по литературе - стр. 14
Литургическая драма – см. жанры драматургии
Любомудры – участники литературно-философского кружка «Общество любомудрия», существовавшего в Москве в 1823—1825 гг. В него входили: В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, И. В. Киреевский, Н. М. Рожалин, А. И. Кошелев, С. П. Шевырев и др. Кружок носил приемущественно философский характер. Любомудры изучали произведения Б. Спинозы, И. Канта, И. Г. Фихте и особенно Ф. Шеллинга. Одной из целей общества было создание философской системы, приводящей, по выражению Веневитинова, «все случаи или частные познания человека к одному началу». В области политики любомудры придерживались либеральных взглядов, сочувственно относились к деятельности декабристов. Практической реализации этих идей должен был служить философско-литературный журнал, программа которого изложена в статье Веневитинова «Несколько мыслей в план журнала». Перед декабристским восстанием оппозиционные настроения в кружке усилились, сочинения французских «политических» писателей оттеснили с первого плана немецкую философию. После восстания, напуганные репрессиями, любомудры распустили кружок, а его устав и протоколы были сожжены его председателем Одоевским. Впоследствии большинство любомудров объединилось вокруг журнала «Московский вестник». Деятельность любомудров (в части разработки диалектики Шеллинга и философских теорий искусства) подготовила деятельность критиков и литературоведов второй половины XIX века, таких как Н. И. Надеждин, В. Г. Белинский.
М
Масонские ложи в России – являлись тайными обществами, ставившими, с одной стороны, цели духовного самосовершенствования перед отдельным человеком, а с другой, – проводившими в жизнь мысль о необходимости влиять на ход событий через конкретные действия. Особое распространение в России масонские ложи получили в первой четверти XIX века. В частности, декабристские тайные общества во многом были построены по образцу масонских лож и многое взяли от них даже в области ритуала. Многие представители дворянства того времени (в том числе и многие деятели литературы) являлись членами масонских лож. Масоны видели цель своей практической деятельности не только и не столько в улучшении социальных условий и изменении общественно-политической структуры общества, но в изменении самого сознания человека. По убеждению многих масонов, изменения в обществе были невозможны без изменения мировоззрения людей, без их просвещения. В масонских ложах существовала строгая иерархия. Каждой ступени (переход на новую ступень сопровождался испытанием и соответствующим обрядом посвящения) соответствовал свой четко очерченный круг доступных сакральных (т. е. священных, тайных) знаний. Подобная структура во многом напоминала и повторяла структуру религиозных средневековых орденов, из которых масонство во многом развилось. Члены зарубежных тайных орденов и обществ периодически появлялись в России и вели интенсивную деятельность. Еще в XVIII веке в Россию приезжал знаменитый граф Калиостро, один из «великих посвященных» («великий копт», как он сам себя называл), который организовал в Петербурге тайное общество и демонстрировал в салонах «невероятные возможности» человека, проводил спиритические сеансы и проч. Влияние тайных орденов (и в том числе масонских лож) усиливалось на рубеже веков. В частности, Павел I не только являлся действующим членом Мальтийского ордена, но и удостоился звания Великого Магистра (высшей должности в этой организации).