Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники - стр. 10
Собственно подготовительных к Великому посту Недель четыре.
Неделя мытаря и фарисея. Одноименной евангельской притчей (Лк. 18; 10–14) Церковь напоминает христианам о смирении как о важнейшем начале всякого духовного делания, ведущем к покаянию и стяжанию добродетели. Гордыня же, являясь главным источником грехов, оскверняет человека, лишает его Богообщения, изолируя его не только от Бога, но и от ближнего. В притче говорится о двух людях, мытаре и фарисее, зашедших помолиться в церковь. Фарисей, формально выполнявший предписания ветхозаветного закона, считал себя в связи с этим праведным и осуждал мытаря. Мытарь же справедливо считал себя грешным и «не смел очи поднять на небо», каясь перед Господом. Мытарь за свое смирение был оправдан Господом, а фарисейская гордыня была осуждена.
Седмица мытаря и фарисея является сплошной – пост среды и пятницы церковным Уставом отменяется.
Неделя о блудном сыне. За воскресным богослужением читается одноименная евангельская притча (Лк. 15; 11–32), от которой получила название и сама Неделя. То, как поступает с блудным сыном евангельский Отец, дает надежду на неисчерпаемое Божие милосердие ко всем грешникам. Условие же, при котором это становится возможным, – искреннее покаяние обращающегося к Богу грешника. Всегда надо помнить, что никакой грех не может поколебать человеколюбия Божия. Поэтому христианин должен всячески избегать уныния, надеясь на примирение с Богом и помня, что для этого нужно покаяние и обращение от греха.
Неделя о Страшном Суде (мясопустная). Евангельская притча о Страшном суде (Мф. 25; 31–46) рисует апокалипсические картины конца человеческой истории. За что же будет судить Бог свое творение? Вот что говорит об этом Евангелие: Тогда скажет (Бог) и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне (Мф. 25; 41–45). Таким образом, Церковь, руководимая Христом, учит своих чад, что любовь к ближнему, который по воле Божией встречается на нашем жизненном пути, и милость, оказываемая ему, становится ходатаицей за нас в час Страшного Суда. Эта любовь открывает возможность увидеть Христа в другом человеке, кто бы он ни был, и через это исполнить важнейшую заповедь о любви к Богу.