Спарта. Мир богов и героев - стр. 8
Аполлон, руководивший действиями Кадма и предопределивший его судьбу, в крито-микенских текстах не встречается. Если считать датировку упоминания Кадма как реального исторического персонажа, то речь идет о южноарийской миграции, и тогда культ Аполлона, да и всех олимпийских богов – арийский и скотоводческий. Родина матери Аполлона – Гиперборея, куда он, согласно мифу, улетает осенью. Вероятно, через это родство мы имеем указание на участие в заселении Пелопоннеса также и североарийскими мигрантами. И в то же время культ Аполлона многосложен, мифологические сюжеты уже античных авторов понуждали говорить, что «аполлонов» в мифах то ли четыре, то ли шесть.
Аполлон, сын Зевса и Лето, гипербореец и совсем не земледелец. Он в греческой мифологии – хранитель стад и победитель Пифона (Дельфина) – хтонического чудовища. За убийство Пифона он был оправлен Зевсом пасти стада фессалийского царя те же восемь лет (божественный год), что и Кадм. Кадм по мифу аналогичен Аполлону – он представитель не земледельческой, а скотоводческой цивилизации. Побежденные им земледельцы Фив не были ему родственниками, и его изгнание было логичным. Иное дело, что после него и его соплеменников остались «спарты» – отдельные родовые ветви, восходящие к пришлому, а потом изгнанному правителю.
Греческая мифология отчетливо указывает на две большие общины – земледельческую и скотоводческую, которые имели разных богов, лишь отчасти умиротворенных в мифологических сюжетах классического периода, где побежденным хтоническим богам оставлена достаточно веская роль. «Спарты», очевидно, – носители аполлонического культа. Сестра-близнец Аполлона – Артемида – становится одной из самых почитаемых богинь Спарты.
Микенская Спарта
Многие историки считают, что Спарта возникла сравнительно поздно, уже после «дорийского нашествия», произошедшего предположительно между 1150 и 1100 до и. э. Но это утверждение противоречит реальности, документированной Гомером и другими авторами эпических циклов, где одним из героев был царь Спарты Менелай, который появляется также в гомеровской «Одиссее» и повествует о своих приключениях после Троянской войны. Мы можем лишь сомневаться, совпадает ли положение гомеровской Спарты со Спартой, существовавшей после «темных веков». Народы, заселявшие долину Еврота, могли быть разные в разные эпохи, но Спарта была историко-культурным явлением, в котором эти эпохи демонстрировали сходство, продолжение многих традиций – Гомер и судьба его поэм говорят нам об этом.
Спартанцы гомеровских времен ничем особенным не отличаются от других ахейцев, населявших Пелопоннес, Среднюю Грецию и острова. Впрочем, только спартанцы смогли дать отпор Гераклу, который всюду сеял смерть. Именно из Спарты он едва унес ноги, получив тяжелое ранение. Излечившись, он отомстил спартанцам-ахейцам, разорив город и убив царя Гиппокоонта с его сыновьями.