Спарта. Мир богов и героев - стр. 10
Упомянутый Гомером город Лаас («камень» – в честь камня, проглоченного Кроносом вместо Зевса) идентифицирован по остаткам типично микенской стены. Город располагался на крутом холме и был окружен кольцевым укреплением. Обнаружены следы и других городов, упомянутых Гомером.
Все эти раскопки не доведены до конца. Серьезные исследования велись лишь в Амиклах в первой половине XX века, да и то ограничивались святилищем микенской эпохи. Остальная часть города не исследовалась.
Так называемый «Трон Аполлона» в Амиклах считался в древности созданием ионийского архитектора и скульптора Бафикла из Магнезии. Трон был построен на могиле Гиакинфа (Гиацинта) – юного приятеля Аполлона, которого он случайно убил, упражняясь в бросании диска. Подобный сюжет – с убийством (вольным или невольным) во время состязаний в метании диска – не раз встречается в преданиях микенской эпохи. Но рельефы основания «трона», которые описывал Павсаний, явно более позднего происхождения – в них отражены как популярные греческие мифы, так и сюжеты малоизвестных местных преданий.
В сценах из жизни богов преобладали любовные истории, не свойственные не только микенской эпохе, но и архаическому периоду Эллады. Они в большей степени связаны с ионийским стилем и свободой нравов, присущей удаленным от материковой Греции колониям. Вместе с тем, Бафиклом создан, надо полагать, только «трон», само же изваяние Аполлона – бесспорно архаическое.
Изваяние Аполлона было огромным – высотой «верных тридцать локтей». Павсаний пишет, что оно очень древнее и «сделано безо всякого искусства». «Если не считать того, – сообщает Павсаний, – что эта статуя имеет лицо, ступни ног и кисти рук, то все остальное подобно медной (бронзовой) колонне. На голове статуи шлем, в руках – копье и лук». Нет сомнений, что это одно из древнейших изваяний, которое обычно датируют 6–7 вв. до н. э., но вполне возможно, что оно относилось к микенской эпохе. К сожалению, специалисты считают, что «Трон» создавался целиком – и само изваяние, и оформление его подножия. Это ошибка. Архаизм примитивной статуи Аполлона никак не сочетается с неологизмами собственно «трона».
История о Гиацинте и Аполлоне, да еще с гомосексуальным фоном, – это явно изобретение современности. Никакой «клубнички» у древних не было, и быть не могло, пока их цивилизации не приходили к разложению – подобно нашей собственной. В мифе о Гиацинте и Аполлоне в свернутом виде заложена смена культа – домикенский герой был заменен ахейским божеством.
Варианты реконструкции Трона Аполлона