Созвездие Преподобного Серафима. Соратники и сомолитвенники святого Серафима Вырицкого - стр. 13
Архиепископ Феофан считал, что учение Председателя Зарубежного Синода отступает от догматического учения Православной Церкви и представляет большую опасность, а отсутствие сопротивления этой ереси опаснее юрисдикционных разделений.
Учение митрополита Антония фактически отрицало значение крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа, как центрального события искупительного подвига Богочеловека.
Владыка Феофан специально приезжал в Сремски Карловцы вместе с Управляющим русскими православными приходами в Болгарии архиепископом Серафимом (Соболевым), чтобы убедить митрополита Антония отказаться от его неправославных мыслей в «Догмате искупления».
Архиепископ Феофан также представил Зарубежному Синоду обширный доклад с критическим разбором учения митрополита Антония.
После этого митрополит Антоний попросил Владыку Феофана больше не приезжать на заседания Синода. По свидетельству делопроизводителя Синода В. И. Огородникова, Владыке выдали указ о перемещении во Францию в качестве архиерея, находящегося на покое.
Там он жил в пригороде Парижа Кламар в доме Феодора Николаевича и Лидии Николаевны Пороховых, где вел уединенный образ жизни. Там же он совершал Божественную литургию и другие службы в домовом храме.
Супруги Пороховы были в свое время близки к Императорскому Двору и являлись духовными чадами преподобного старца Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаха Варнавы (Меркулова), с которым Владыку Феофана всегда связывали незримые духовные узы. Бездетное семейство Пороховых имело глубокую духовную тайну – Лидия Николаевна была в тайном постриге монахиней Марией.
После ухода благочестивых супругов из земной жизни, Владыка Феофан 1 сентября 1939 года перебрался к пригласившей его в свое французское поместье бывшей полтавской помещице Марии Васильевны Федченко в небольшой городок Лимерэ на реке Луаре.
В усадьбе Марии Васильевны было три меловых пещеры. В одной из них обустроили домовую церковь, вторая стала служить келлией для архиепископа Феофана. В ней он жил последние месяцы своей жизни, сделавшись настоящим затворником.
В этой своей пещере-келлии святитель Феофан, причастившись Запасными Дарами, и отошел ко Господу около трех часов ночи 6/19 февраля 1940 года. Похоронен на кладбище в Лимерэ.
В кратком жизнеописании очень сложно показать все величие подвигов Владыки Феофана. Воистину, это был человек от Бога, устремленный к горнему великий аскет и богослов-молитвенник, истинный ревнитель чистоты Православия, которому очень трудно было жить среди мира, где его до конца не могли понять даже немногие близкие к нему люди. Он всегда говорил правду, обличал ложь и зло, никогда не вступал в компромиссы с совестью.