Размер шрифта
-
+

Сознание, прикованное к плоти. Дневники и записные книжки 1964–1980 - стр. 51


[Следующей записи о фильме предшествует пометка СС: «добавлено в июне 1966»]


«Тени забытых предков» [Сергея Параджанова]


Выработка основ в каждом случае


Беседа с Полом [Теком] в «Ратнере» [круглосуточный гастрономический магазин в нью-йоркском районе Ист-виллидж, пользовавшийся популярностью в 1960-е]


Произведение Т[омаса] Ф[олк]а:


Внутреннее + внешнее

– гусеница

– форма гусеницы, но кожа неорганическая (как ящик, коробка) + яркая, многоцветная


Превращение

– лица, изготовленные из воска –

правдоподобие?

Прорастающий волос, в процессе превращения в оборотня – змеиные формы – огромный – к тому же механизированный


Искусство, садистическое по отношению к объекту (заточающее его) в большей степени, чем к аудитории


Разместить субъекта за решеткой – вуайеризм, подавленный сексуальный садизм


[Ниже СС возвращается к замыслу вещи о Томасе Фолке:]


Т.Ф. любит наблюдать за уродами, рассматривать фотографии со зверствами и т. д.


[СС записывает между строк: ] Каждое произведение искусства воплощает сексуальную фантазию –


Т.Ф. действует не в зазоре между искусством + жизнью, а дополняет «жизнь» – подбирая различные неосуществленные варианты в воображаемом диапазоне – подобно человеку с хромированным воротом + жабрами, растущими из его плеч (ср. с инопланетянами Берроуза в «Билете, который лопнул»).


«Этого не существует, значит я это создам»


Приверженность американского общества букве закона:

Последний довод: «Таков закон», и это действует. Ссылка на закон заменяет ссылку на традицию, полномочия социального класса и т. д. Ни в одной другой стране судебные инстанции – особенно Верховный суд – не обладают такой властью.


Этот роман [ «Томас Фолк»] не содержит никакого посыла, он, скорее, представляет собой (как сказал Валери о некоторых операх Глюка) превосходный «механизм для вызывания эмоций».


Разл[ичать] чувство + эмоцию


[Около следующей записи СС поместила два вопросительных знака.] «новые романы – юмовские, атомистические, но в неверном направлении»



Камю («Записные книжки», том II): «Существует ли трагическое дилетантство?»


Самое волнительное для меня в искусстве (в жизни): благородство. Именно это мне больше всего нравится в [фильмах Роберта] Брессона – его интерес к человеку как к благородному существу.


Для «Т.Ф.»: Возвышенность + бесстрастие эссе Сартра о [Поле] Низане


Перечитывая это эссе, я осознала, насколько важен был для меня Сартр. Он служит примером – его изобилие, его ясность, его знание. И при этом – дурной вкус.


13/10/1965

Два аргумента против обсуждения формальной природы искусства + против самого понятия «искусство» (которые уже приводились, бездоказательно, в моем эссе о стиле)

Страница 51