Создайте счастливый сценарий вашей жизни. Театротерапия. Тесты и упражнения для детей и взрослых - стр. 9
При осуществлении любого творческого процесса происходит трансформация негативных мыслей и эмоций в созидательные чувства. Эти чувства оживают в процессе театрального действа. Терапевтический эффект при этом наблюдается не только в сам момент творчества, но и в последующем, в воспоминаниях о нем, являясь мощной позитивной доминантой.
Терапия творчеством развивает восприятие, воображение, мышление, внимание. Это имеет огромное значение для людей разного возраста, но особенно – для детей и подростков. Взрослые становятся более внимательными к своим внутренним изменениям, к чувствам и ощущениям.
ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ!
История создания театротерапии
Театротерапия на сегодняшний день является одним из эффективных способов социальной реабилитации человека, попавшего в непростые жизненные ситуации. Эта практика известна с античных времен. В древних Афинах из государственной казны малоимущим гражданам выдавались «зрелищные деньги» – пособие на посещение театра. Это помогало снять психоэмоциональную напряженность среди беднейших слоев населения, переключить их внимание с материального положения на удовлетворение духовных потребностей, способствовало своеобразному возвышению над проблемами, эмоциональной разрядке. Театр в древних Афинах рассматривался и как школа воспитания гражданина, и как средство профилактики неврозов. По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит катарсис подобных аффектов».
Большой вклад в создание театротерапии внес Николай Николаевич Евреинов – русский и французский режиссер, драматург, теоретик и преобразователь театра, историк театрального искусства, философ, музыкант, художник и психолог. Его книги «Театр как таковой», «Театр для себя», «Театральные новации», «Театр и эшафот», «Pro scena sua» – не о театре, как мы его обычно представляем, а о театральности и инстинкте. В противовес аристотелевскому определению человека как животного общественного Евреинов представляет человека как «животное театральное», а одним из основных инстинктов, управляющих его деятельностью, провозглашает «инстинкт преображения, инстинкт противопоставления образам, принимаемым извне, образов, произвольно творимых человеком, инстинкт трансформации видимостей природы, достаточно явно раскрывающий свою сущность в понятии „театральность“». Всякое действие, не имеющее целью удовлетворение самых примитивных естественных потребностей, рассматривается Евреиновым как деятельность, прежде всего, театральная. Понятая настолько широко театральность, действительно, пронизывает каждую мысль любого человека; любая человеческая деятельность, в конечном счете, есть «трансформация видимостей природы».