Создайте счастливый сценарий вашей жизни. Театротерапия. Тесты и упражнения для детей и взрослых - стр. 10
Все, что Евреинов Н. Н. вкладывает в понятие театра в XX веке, близко и узнаваемо нами в бытовых и житейских ситуациях в наше время. Концепция «Театра для себя», написанная им в 1916 году, основывается на идее, что лечебный эффект достигается возможностью преображения, желанием испытать что-либо посредством театральной игры. То есть терапевтический эффект направлен на желание сыграть другую роль или оказаться в определенной ситуации. Эти потребности свойственны и современному человеку.
Отличительной особенностью театротерапии от других видов арт-терапии является то, что искусство в ней не только средство, но и цель.
На данный момент существует не так много структур проведения театротерапии. Мы познакомим вас с некоторыми подходами, а также предложим вашему вниманию свои разработки.
Мощный скачок в развитии психологии и психотерапии обусловил использование различных видов искусства в качестве эффективных средств воздействия на психику, на структуру и динамику бессознательного. Результатом многочисленных поисков и научных экспериментов врачей, психологов, педагогов, представителей искусства стала так называемая невербальная (несловесная) психотерапия, к которой относится и театротерапия.
Чем так хороша театротерапия?
Основной принцип театротерапии – это осознанное восприятие произведений искусства в театре, и это замечательный способ развития, потому что, чем больше мы растем, тем больше мы видим и слышим. При этом важно научиться не отождествлять себя с героями на сцене. Отождествление подобно липкой бумаге для мух: слишком легко увязнуть и не так просто освободиться.
Метод театротерапии помогает:
◊ преодолеть подавленное состояние;
◊ закрепить правильные реакции на травмирующие психику ситуации;
◊ повышает иммунитет к стрессам;
◊ раскрепощает.
Важно помнить про психологические составляющие театротерапии, это роль режиссера, актера, зрителя и театрального пространства.
Попробуйте по-новому осознать слова «Весь мир театр, а люди в нем актеры» – действительно, в повседневной жизни мы все играем роли: роли детей, родителей, подчиненных, начальников. Мы являемся то зрителями, наблюдателями событий и ситуаций, то сами пишем сценарии и режиссируем ситуацию, некоторые наши роли бывают откровенно провальными, но есть и звездные моменты. Так, три позиции режиссера, актера и зрителя активно проявляются в нашей обычной жизни, но не забывайте и про пространство, про сам театр.
Зритель или режиссер?
Каждую секунду вокруг нас разыгрывается маленький спектакль. Есть спектакли, которые мы ставим сами. Есть постановки, в которых мы становимся актерами, есть те, где мы вольно или невольно просто зрители. Есть представления, из которых мы извлекаем уроки, есть те, о которых тут же забываем. Есть спектакли, над постановкой которых нам пришлось немало потрудиться и как режиссерам, и как актерам. Мы часто сами выбираем себе ту или иную роль, и наш выбор, как правило, зависит от нашей психологической готовности или потребности в самореализации, от желания получить что-то или, наоборот, отдать. Мы постоянно делаем выбор, кем нам быть в этом мире – режиссером, актером, зрителем.